«Джокер: Безумие на двоих» – продолжение авторского хита 2019 года – сокрушительно провалился в прокате, не отбив даже собственный бюджет в нехилые 200 миллионов долларов – первый фильм, стоивший в три раза меньше, собрал больше миллиарда. Критикам новинка также не понравилась – ленту окрестили главным разочарованием года. Престижные кинопремии, вероятно, тоже проигнорируют сиквел Тодда Филиппса. Поиск виноватых закончился ничем – режиссёр и исполнитель главной роли в унисон заявляют, что не хотели снимать продолжение.
Первый фильм был суровой социальной драмой о восстании маленького человека с ворохом душевных заболеваний против коррумпированной элиты и классового неравенства. Картина 2019 года закончилась как раз этим бунтом, во многом бессмысленным, но беспощадным. Статус-кво в Готэме не сменился – все остались на своих местах. После ночи беспорядков город не досчитался популярного ведущего (Роберт Де Ниро), которого в прямом эфире убил главный герой, и мэра (Бретт Каллен), казнённого последователями клоуна. Продолжение 2024 года стартует после этих событий. Артура Флека (Хоакин Феникс) в ожидании суда держат в лечебнице Аркхэм. Помощник окружного прокурора Харви Дент (Гарри Лоути) требует для него высшей меры наказания. Адвокат утверждает, что он психически нездоров и страдает раздвоением личности. Но однажды Артур встречает в лечебнице девушку по имени Ли (Леди Гага), которая является его большой фанаткой.
«Джокер: Безумие на двоих» соединяет воедино три, казалось бы, непримиримых жанра: судебный, супергеройский (в данном случае суперзлодейский) и… мюзикл. Структура ленты незамысловатая: сцены в Аркхэме сменяются эпизодами слушаний в зале суда – и так многократно по кругу. Музыкальные номера, коих тут действительно навалом, зачастую происходят в подсознании Артура и почти не несут смысловой ценности. Тем не менее часть из них обставлена более чем изобретательно. Это каверы известных шлягеров Стиви Уандера, Фрэнка Синатры, Хэла Дэвида… Музыкальная часть – пожалуй, самая слабая составляющая фильма, ибо по большей части она призвана просто растягивать хронометраж. Куда интереснее следить за тем, что происходит в суде. Сам процесс, вопреки заверениям судьи, уже изначально превращён в цирковое шоу, транслируемое в прямом эфире. Окончательно оно переходит в этот разряд, когда Артур Флек увольняет своего адвоката и защищает себя сам, после чего наряжается Джокером и устраивает натуральную клоунаду со свидетелями. К слову, в суд в качестве последних заявляются сразу несколько героев прошлой части.
Большая часть фильма посвящена отношениям Джокера и Харли Квинн. Последняя довольно сильно отличается и от комичного прототипа, и от иных экранных воплощений (от той же Марго Робби в «Отряде самоубийц»). Обычно любовь этой героини к клоуну-суперзлодею представляется как стокгольмский синдром жертвы. Но у Леди Гага получился совершенно иной персонаж: коварная манипуляторша, дёргающая за нужные ниточки. И, как по мне, такой неканоничный образ – однозначная удача фильма. Что только подкрепляется сильной актёрской игрой Леди Гага, которую в последние годы можно по праву называть сильной драматической актрисой.
«Джокер: Безумие на двоих» уже не столько драма о противостоянии изгоя и системы, которая обращается с ним как с мусором, сколько история о бремени чужих ожиданий. Герой Хоакина Феникса мечется между тем, чтобы быть голосом угнетённых, и желанием откатить всё назад и уйти с прицелов телекамер. В конце выясняется, что ему не хватает пассионарности, чтобы возглавить себе подобных, и не хватает душевного равновесия, чтобы избавиться от нездоровой потребности во внимании. В некотором смысле и картина Тодда Филиппса оказалась заложником возложенных на неё надежд. Сняв неплохое, но отличное от оригинала и уступающее ему продолжение, режиссёр на личном примере доказал, насколько тяжело нести эту ношу.
Другое мнение в статье Николая Трябина "Беззубие на двоих"