От Сталина к «ереси жидовствующих»
В последние месяцы тема цензуры стала едва ли не магистральной. Разнообразные творцы поднимали её в том числе и на президентском уровне. Нетрудно заметить, что возмущение исходит от тех, кого принято у нас называть либералами.
Однако – удивительный факт – на практике жертвами цензуры становятся у нас художники из противоположного лагеря. Свежий пример – история с показом по Пятому каналу фильма «Освобождение», из которого были вырезаны сцены со Сталиным.
Господа, но ведь это нарушение авторского права, свободы высказывания! Купюрам подверглось произведение искусства, никто у сценариста Юрия Бондарева разрешения не спрашивал! Однако почему-то молчат лидеры столичного общественного мнения, не возмущаются Константин Райкин, Марк Захаров. Или изъятия возможны, если они касаются идеологически чуждых фигур?
Многие сцены в «Освобождении», где присутствует Иосиф Сталин, основаны на фактах, архивных материалах. Получается, что вместе со Сталиным Пятый канал походя купировал важнейшие события нашей истории. При этом, заметим, эпизод с Власовым оставили. Сталин своей знаменитой фразы «Я солдата на фельдмаршала не меняю» в фильме не говорит, а Власов с сыном вождя Яковом беседует. В чём логика?
Найти её трудно, понять – тем более. Ну вот объясните, с какой целью в сериале «София» термин «ересь жидовствующих» заменён на курьёзное определение «ересь новгородствующих»? Неужели это придумала сценаристка Елена Райская, славящаяся своей буйной фантазией? Раньше она в основном советскую историю перелицовывала, а тут за Древнюю Русь взялась? «Жидовствующих» – неблагозвучно? Но ведь это невежество – оценивать исторический термин с точки зрения политкорректности ХХI века…
Нет, права всё-таки Наталья Дмитриевна Солженицына – следует нам «иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его, и память о нём не заметать под ковёр, чтобы не было видно…»