Почти девять миллионов жителей столицы пользуются услугами Единой медицинской информационно-аналитической системы
К хорошему быстро привыкаешь. Время ожидания приёма к врачам сократилось, а очереди за талонами и вовсе исчезли – медицинская помощь в поликлиниках стала более доступной.
Запиши себя сам
Несколько лет назад никто не знал, что такое ЕМИАС, а сейчас большинство столичных жителей не мыслят похода в поликлинику без электронной записи, сопутствующих эсэмэс-напоминаний и множества других «бонусов» Единой медицинской информационно-аналитической системы. Я, к примеру, никогда не отказываюсь принять участие в онлайн-опросе по оценке «уровня удовлетворённости пациентов». Всё просто: на следующий день после посещения поликлиники по электронной почте приходит письмо с просьбой оценить визит по пятибалльной шкале – от «полностью удовлетворён» до «не удовлетворён». Вопросов всего три, но при желании можно оставить комментарий – похвалить врача-профессионала или пожаловаться на некомпетентного или невежливого специалиста. Я верю, что неравнодушные пациенты помогают улучшать сервис – и в каждом отдельно взятом кабинете, и в организациях-учреждениях в целом. Кстати, на сегодняшний день, согласно опросам ЕМИАС, 85–90 процентов сограждан положительно оценивают работу московских поликлиник.
Проценты и аргументы
Единая медицинская информационно-аналитическая система – один из крупнейших и технически сложных проектов информатизации, реализуемых в Москве с 2011 года; над его созданием и развитием работает около 4,5 тысячи специалистов из 30 российских профильных компаний. Также ЕМИАС бьёт рекорды успешности и эффективности: никогда раньше городская информационная система не охватывала такое множество участников.
Сегодня ЕМИАС функционирует во всех детских и взрослых городских поликлиниках, где работают 23,6 тысячи человек. В Единой медицинской информационно-аналитической системе уже зарегистрировано 8,9 миллиона пациентов – это 75 процентов жителей столицы. Ежедневно в ЕМИАС фиксируется примерно 500 тысяч действий пользователей, связанных с записью к врачу, а всего с момента запуска сервиса проведено более 243 миллионов подобных операций.
Оформление электронного рецепта в среднем занимает 30 секунд, а чтобы выписать бумажный рецепт, необходимо 3,5 минуты. Неудивительно, что 90 процентов льготных рецептов врачи оформляют в электронном виде. За период существования ЕМИАС выписано 22,38 миллиона таких рецептов.
Ситуации бывают разные…
12 января 2015 года был создан ситуационный центр столичного Департамента здравоохранения – штаб по управлению городскими поликлиниками. В его команде работают 15 специалистов с медицинским, техническим и юридическим образованием. У них немало забот: ежедневный мониторинг данных о доступности медпомощи в каждой поликлинике города; контроль над соблюдением установленных сроков ожидания приёма специалиста, в том числе и в очереди у кабинета врача; помощь поликлиникам, не соблюдающим этих нормативов, в исправлении ситуации; проверка эффективности работы дежурных врачей, принимающих пациентов без предварительной записи; оптимизация графика отпусков сотрудников поликлиник; обработка результатов онлайн-опроса пациентов; мониторинг внедрения новых сервисов ЕМИАС – электронной медицинской карты и электронного рецепта.
Кроме того, сотрудники ситуационного центра обучают врачей навыкам работы с ЕМИАС, в частности методам управления потоками пациентов – так называется наиболее востребованный сервис Единой медицинской информационно-аналитической системы, известный как «электронная запись». Запланировать свой визит к врачу москвичи могут разными способами: дистанционно (через интернет, мобильное приложение или по телефону) и непосредственно в поликлинике – с помощью специального инфомата или сотрудника регистратуры.
«Электронный бюллетень» и «Облачная бухгалтерия»
«Мы находимся в ситуационном центре Единой медицинской информационной системы – одной из самых, я думаю, крупных в мире, которая охватывает 23 тысячи рабочих мест амбулаторно-поликлинического персонала и почти 9 миллионов пациентов, – сообщил Сергей Собянин во время июльского визита в ситуационный центр. – Большинство пациентов используют электронную систему записи к врачам».
Единая медицинская информационно-аналитическая система разработана Департаментом информационных технологий Москвы по заказу столичного Департамента здравоохранения, в рамках государственной программы «Информационный город» на 2012–2018 годы. Градоначальник рассказал о планах по дальнейшему развитию ЕМИАС. С прошлого года внедряются сервисы «Листок нетрудоспособности» (выдано 1,6 миллиона электронных бюллетеней) и «Электронная медицинская карта» (сервисом пользуются 32 процента врачей московских поликлиник; создано 1,1 миллиона карт). На стадии апробации и подготовки к тиражированию на все городские поликлиники находится «Централизованный лабораторный сервис» – оформление направлений и получение результатов исследований в электронном виде. Развивается и сервис под названием «Облачная бухгалтерия» – финансово-экономическая отчётность поликлиник в электронном виде.
В ближайшие годы планируется подключение к московской Единой медицинской информационно-аналитической системе больниц, травмпунктов, службы скорой помощи и других медучреждений.