Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

А время оправдает?

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

В сборник известного мастера прозы 1970-х годов Юрия Валентиновича Трифонова (1925–1981) вошли повести «Обмен», «Дом на набережной» и цикл рассказов «Опрокинутый дом». 

Главной темой Ю. Трифонова был человек в потоке времени. Автора пытались причислить к «бытописателям». Он же говорил об этом так: «Мы находимся в запутанной и сложной структуре быта, на скрещении множества связей, взглядов, дружб, знакомств, неприязней, психологий, идеологий. Каждый человек, живущий в большом городе, испытывает на себе ежедневно, ежечасно неотступные магнитные токи этой структуры, иногда разрывающей его на части. Нужно постоянно делать выбор, на что-то решаться». 

Ю. Трифонов родился в семье профессионального революционера, прошедшего царскую каторгу и ссылку, занимавшего высокие посты во время Гражданской войны и после неё. В детстве писатель жил вместе с родителями в так называемом Доме правительства на Берсеневской набережной (отсюда и название его будущей знаменитой повести), из окон которого открывается вид на Кремль. Но в 1938 году отец, как и многие старые большевики, был расстрелян, а семья выселена из квартиры. В 1944 году Ю. Трифонов поступил в Литературный институт, посещал творческий семинар, которым руководили прозаики К. Паустовский и К. Федин. Его дипломная работа – повесть «Студенты» (1950) получила Сталинскую премию. 

В 1969 году появилась повесть Ю. Трифонова «Обмен», положившая начало циклу «городских повестей». В них Трифонов писал о любви и семейных отношениях, тривиальных, но в то же время очень характерных, о столкновении разных взглядов и жизненных позиций – о том, чем каждодневно живёт обычный человек, пытаясь обустроить свой быт, продвинуться по службе, заработать денег и пр. 

Оправдание временем или обстоятельствами – наиболее частая позиция героев Ю. Трифонова. «Времена были такие, пусть с временами и не здоровается», – думает Вадим Глебов в повести «Дом на набережной» (1976). В этом произведении писатель показывает главные веяния времени, наблюдает, как они преломлялись в душах людей. 

Уже после смерти Ю. Трифонова был опубликован цикл рассказов «Опрокинутый дом» (1982). Здесь в фокусе внимания писателя вечные темы: смерть, любовь, судьба.
Тайна памяти, тайна времени, тайна жизни – вот что волновало больше всего писателя. Именно это продолжает привлекать к его творчеству современного читателя. 

Мария ДОРОЖКИНА

Обсудить в группе Telegram

Мария Дорожкина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS