Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

А всё-таки он их срезал

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

В пьесе Гоголя «Ревизор» (пришлось собрать волю в кулак, чтоб не написать «в бессмертной комедии») есть два по-настоящему трагичных момента. Первый – это когда понимаешь, что Хлестаков больше никогда не вернётся в столь наивно и пылко любимый им Санкт-Петербург, а второй – когда городничий кричит в зал: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» – и зал ухахатывается.
Но это так, к слову. К тому, что 25 июля исполняется 78 лет со дня рождения Василия Шукшина.
Считается, что Шукшин «забавный» писатель. (Именно с этой точки зрения к 75-летию был снят феерически бездарный телесериал «Шукшинские рассказы».) Василий Макарович «пополнил копилку литературных типов» образом «чудика» – маленького лишнего человека с микроскопом и вечным двигателем. Он «не совсем деревенщик» в отличие от зовущего к топору и прялке Белова. Он не «идеализировал», он даже написал рассказ «Срезал», в котором изобличил «идиотизм деревенской жизни»…
Но на самом деле «всё было не так, как в действительности».
Если по Чехову (тоже «забавный» писатель) можно снять беспримесную комедию («Медведь», «Женитьба» и т.п.), то по Шукшину – не получится. Маловато в нём для этого «сатиры и юмора». Комическое у Шукшина – поверхностный слой, который запросто стирается пальцем. А что там, под слоем?
…Между прочим, выражение «идиотизм деревенской жизни», неаккуратно выдранное из «Манифеста коммунистической партии», означает не «глупость» её, а «самодостаточность». Маркс и Энгельс употребляли слово «идиот» в первоначальном прямом значении – человек, не принимающий участия в общественно-политической борьбе.
Теперь что касается «чудиков». Образ этот появился очень давно. У Алексея Писемского был очерк «Питерщик». Речь в нём шла о деревенских жителях, которых сызмальства отдавали в город ради обучения ремеслу. Возвратившись, те сперва задирали нос, а потом впадали в непонятную односельчанам тоску. В тоску о недостижимом. О промелькнувшем и вроде как навсегда утраченном, а потому – вроде как о мечте. Мечта ведь сбывшейся не бывает… Вот они, бедняги, и начинали сперва «задумываться», а потом и нищать: всё у них из рук валится.
Понятно, что сам Шукшин был «питерщиком наоборот», тоскующим по деревне (именно поэтому так споро выходили из-под пера рассказы). Какая уж тут «не совсем деревенскость»… Чудики – это автопортреты, зеркальные отражения автора. Они стремятся выбраться из деревни в город, а он напротив. Где-то на полпути они не могут не встретиться. Это важно. От этого зависит смысл рассказа «Срезал».
«К старухе Агафье Журавлёвой приехал проведать, отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью. Деревня Новая небольшая, и когда Константин Иванович подкатил на такси, сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын, средний, Костя, учёный. К вечеру стали известны подробности: он сам кандидат наук, жена тоже кандидат, дочь школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».
Очевидно, что курсивом мною выделены оценки, и оценки критичные. Устал от злобы света, «подкатил», взбаламутив деревню, на непостижимом и недостижимом такси, подарил матери экзотический «деревенский» подарок – деревянные ложки. Ладно ещё самовар, но ложки… Ложки решают всё. Во-первых, это проекция отношения к деревне – декорация, «хохлома». Во-вторых, выражение иждивенческой тоски по мамкиным вареникам и борщу. Не ей – себе подарили...
Деревенские взбудоражены. Подспудно, бессознательно реагируя на явленную им фальшь, они концентрируют раздражение на более очевидном для себя раздражителе – на кандидатстве. «Кандидатами на тот свет» недаром называют доходяг и приговоренных. Мужики идут к Глебу Капустину – им нужен палач.
В отличие от деревенских, обострённо реагирующих на любые изменения в среде обитания, кандидат не замечает угрозы. Константин Иванович рад встрече с мужиками, пришедшими вершить казнь:
– Эх, детство, детство! – с грустинкой воскликнул кандидат. – Ну, садитесь за стол, друзья...
За столом мужики (это тоже важно) «простили» кандидата, размякли. Но палач – не человек, а функция: прервав идиллию, Глеб Капустин начинает «работать». (Сцену казни опустим, её все хорошо помнят.)
– Да в чём же вы увидели нашу нескромность? – не вытерпела Валя. – В чём она выразилась-то?
Действительно, приехали культурно, самовар привезли, стол накрыли… И невдомёк «кандидатам», что для деревенских жителей неприемлема сама возможность другой жизни, не говоря уж о невольной демонстрации того, что эта другая жизнь имеет определённые преимущества. Показать «укоренённым», что жить можно иначе, значит, подвергнуть их искушению, лишить опоры на самодостаточное размеренное бытие и монотонный нечестолюбивый труд, заставить «задумываться», а это для деревенских – смерть, прямая дорога в «питерщики» и «чудики».
Вот в чём соль. Электрический самовар – это «огненная вода», которую белые люди везут индейцам. Ложки вроде стеклянных бус – «вот вы чего стоите». Деревенский резонёр действительно «срезал» городских колонизаторов-кандидатов, у которых не нашлось ни такта, ни сообразительности, чтобы обратить ситуацию в свою пользу:
– А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. Подумайте – и поймёте... Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. И ближе к этому самому народу вы не станете. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней... А то легко можно в дураках очутиться. До свиданья. Приятно провести отпуск… среди народа.
Это уже не Глеб говорит. Это сам Шукшин – сверлит нас колючими злыми глазками.
А мы чё, мы ничё. Держимся за бока, хохочем.

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS