Времена
Приезжаю после долгого зимнего перерыва на дачу, в деревню Семакино. Заглядываю к соседу Васе Баранову, узнать про дела. Вася живёт один, печку не топит, экономя на дровах, в избе запах газа. Перед Васей бутылка водки, луковица, чесночина и круто солёная горбушка. На тумбочке светится чёрно-белый телевизор, показывающий одну программу, но зато главную.
– Василич! – радуется мне Вася. – Объясни, что кажут. Не врублюсь.
Показывают «Времена». Про итоги выборов в Красноярском крае, где улучшили показатели левые. Разговор об отношении к социализму. Так и сообщаю.
– Кто такой? – показывает Вася на Познера. – Рассудительный. Откуда взялся?
– Из Америки приехал.
– Надо ж, с какой дали. Видать, у нас лучше.
Появился депутат Думы Исаев.
– А этот откуда?
– Из «Единой России».
– Ух, ты! А ещё Россия есть?
– Справедливая. Другая.
– А честной нет?
– Нет пока что.
– Жаль.
Слово берёт депутатка Драпеко.
– Артистка! – радуется Вася. – В фильме она в болоте утонула, а в жизни, наоборот, нас из болота достать хочет. Коммунистка.
– Не коммунистка она уже, – замечаю я. – Во фракции «Родина».
– Перебежала, – огорчается Вася. – Впрочем, и фамилья такая.
Наконец начинает говорить Гайдар – мол, до него в магазинах ничего не было.
– В жилу, – соглашается Вася. – Прямиком про наш семакинский, которого теперь вообще нет.
– Ну, ладно с телевидением, – говорю я Васе. – Что нового в деревне?
– Да что нового? Четверо умерли, никто не родился. На ферме вдвое меньше коров стало. Подводку к овощехранилищу срезали, картошка помёрзла. Времена, слышь, Василич, времена.
Пузыри Собчак
По итогам «Марша несогласных» (при всём моём скепсисе ко многим его организаторам) мы узнали от ТВ о якобы пострадавших милиционерах. Что лишний раз подтвердило: приёмы агитпропа не меняются. Телевидение, как всегда, баловало зрителя криминальными вестями. Особый акцент был сделан на преступлениях против детей и даже похищениях грудных младенцев. Непонятно, действительно ли таких чудовищных деяний стало больше или это лишний повод для телевизионщиков потревожить сознание мирных зрителей. Ну и, конечно, каналы потчевали зрителя невянущим образом Ксении Собчак. Когда-то Пастернак заметил, что Маяковским так закормили страну, что тот приелся, как картошка. Всё же картошка – это национальная радость. Сегодня телеканалы чавкают Собчак, как чуингамом, смачно, энергично, надувая розовые пузыри. Только жвачка эта давно потеряла вкус.
Учебники и миролюбие
Не отрываясь смотрел по каналу «Культура» передачу «Тем временем». Обсуждался вопрос, как совместить научную теорию эволюции и религиозную картину мира в школьных учебниках, и в стотысячный раз подтвердилось, что доказанных утверждений просто не существует, а существуют лишь психологически убедительные. Причём их убедительность меняется многократно от эпохи к эпохе, от страны к стране, от группы к группе. Учёный ссылается на красное смещение, доказывающее, что наша галактика возникла 15 миллиардов лет назад, а священник спокойно отрицает это, поскольку в Библии речь идёт о шести днях творения. Поэтому на вопрос Архангельского «Как провести границу между знанием и верой?» ответ напрашивается грустный: границы в учебниках проводятся так же, как границы на карте, – соотношением реальных сил.
Лично я вообще рассматриваю историю человечества как историю борьбы иллюзий, а временную социальную истину как иллюзию, вызывающую наибольшее социальное согласие. С этой точки зрения учебник должен не гнаться за абсолютной истиной, но лишь максимально гармонично вписывать ребёнка в современную цивилизацию. В которой уже давно заключено негласное перемирие: религия не вступает в зону ответственности эмпирических наук, эмпирические науки не касаются вопросов метафизики. А потому и учебник должен в первую очередь хранить социальный мир. То есть статус-кво.
Жаль только, было некому хотя бы в двух словах известить аудиторию, что последние открытия в генетике радикально меняют взгляд на конкуренцию как важнейший фактор эволюции: биосфера эволюционирует как единое целое…