Мартирос Сарьян, 1963 г. | Левон Коджоян, 1964 г. |
Иосиф Каралов, 1964 г. |
Ещё Яков Сергеевич известен как страстный коллекционер не только картин, скульптур и редких вещиц, но и… деревянных пасхальных яиц. Последние представляют собой удивительную и уникальную в своём роде коллекцию, так как многие экспонаты разрисованы выдающимися художниками и известными людьми. Невозможно перечислить имена всех людей, приложивших руку к деревянным сувенирам коллекции Заргаряна. А есть ещё просто фарфоровые, каменные, восковые, стеклянные и керамические – всего 750 экспонатов более 600 авторов из 43 стран четырёх континентов.
В небольшой уютной хрущёвке Якова Сергеевича, что в ереванских Черёмушках, возникает ощущение, что ты попала в мастерскую художника, а не в квартиру педагога и пианиста. О профессии музыканта здесь напоминает только старинное чёрное фортепьяно с причудливой резьбой. Приходящие в эту квартиру люди поражались висевшим на стенах картинам К. Петрова-Водкина, Сарры Лебедевой, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Наташи Нестеровой, Минаса Аветисяна, членов семьи Элибекянов, Левона Коджояна, Сейрана Хатламаджяна, Ерванда Кочара, Джотто и других известных художников. Какие-то картины «ушли», оставив после себя пустые гвозди и свою историю…
Поражает уникальный интерьер комнаты – оригинальные вазы, старинная утварь, иконы, даже кирпичики, из которых сам хозяин собрал восхитительный шкаф в форме камина – здесь хранятся книги по искусству. Стеклянные шкафчики со всевозможными диковинками и статуэтками со всех концов света, а самое главное – стеллажи с деревянными яйцами на вертящихся подставках с именем автора и годом исполнения.
На вопрос, почему для своей коллекции он выбрал столь необычные предметы, Яков Сергеевич ответил, что по убеждениям он ярый атеист, а выбор обусловлен тем, что разноцветные яйца считает очень красивыми. Примером для него послужили пасхальные яйца – сувениры Карла Фаберже, изготовленные для русской императорской семьи, которые по сей день считаются непреходящими ценностями, являются украшениями любого известного аукциона, музея и предметом мечтаний любого крупного коллекционера.
У истоков его коллекции есть весьма реальная «преамбула». Всё началось в далёком 1963 году, в один из пасхальных дней, когда соседский мальчишка Никол показал ему расписное пасхальное яичко: в красных, чёрных и белых красках мальчик нарисовал на нём космонавта, луну, солнце и Арарат. Краски немного смазались, смешались, и яичко выглядело очень красивым и ярким. Тогда Яков задумался над тем, что, возможно, в СССР когда-нибудь наступят времена, когда художники, не боясь подозрений в распространении «опиума для народа», будут в эти дни разукрашивать яйца.
Прошло полгода. Сыну Якова понадобился деревянный волчок, за которым отец отправился в ремесленный ряд к мастеру по дереву Варпету Амаяку. У него в мастерской он и приметил деревянные выточки, похожие на яйца. Варпет выточил Якову волчок для сына и три яичка. Так получилось, что первым человеком, расписавшим первый экспонат будущей коллекции Заргаряна, стал великий Мартирос Сарьян. 83-летний Мастер вначале неодобрительно отнёсся к идее расписать деревянную болванку.
Мастер всё крутил яичко, рассматривал и наконец согласился написать… Армению, поскольку, по его словам, «для меня жизнь – это Армения». Потом супруга Сарьяна Лусик Лазаревна и его внучка Катюша рассказывали, что, расписывая болванку, Мартирос Сергеевич всё ворчал: «Нашёл, что мне поручать!» Ему, привыкшему работать с большими полотнами, крупными кистями и широкими мазками, было нелегко в преклонном возрасте выполнить столь миниатюрную работу на маленькой овальной плоскости. Но, несмотря на все жалобы, расписанное яйцо восхищает не меньше, чем живописные шедевры Сарьяна.
Не могу не упомянуть один уникальный экземпляр, но уже не яичной, а скульптурной коллекции Заргаряна. Это статуэтка «Дон Кихот» Иосифа Каралова. Это удивительная биофункциональная скульптура – спереди грустная голова Дон Кихота, развернув которую на 180 градусов удивлённому взору предстаёт тыльная часть его верного оруженосца. Все, кто видел скульптуру, восхищались ею и отмечали оригинальность композиции. А один из приятелей Якова Заргаряна изъявил желание сделать копию скульптуры, чтобы эта вещь не существовала в единственном экземпляре. Яков Заргарян заручился разрешением автора работы, с неё сняли форму, и с 1981 года Заргарян «награждал» всех достойных людей – своих друзей, гостей из разных стран, копией «Дон Кихота» Каралова. На каждой копии есть текст из трёх строчек: Иосиф Каралян. Дон Кихот и Санчо. Копия – Я. Заргарян.
_________________
* лат. Ab ovo – «От яйца», то есть с самого начала.