В галерее «Фотосоюз» открылась выставка Владимира Богданова «Без названия...». Вообще-то это всё равно название. Подчёркивающее отказ от подведения итогов, от расстановки точек над «i», от ложного пафоса... То есть от всего того, без чего вроде бы немыслима работа фотокора. Владимир Владимирович, который проработал в газетах добрых полвека – ещё с 1960-х, когда начал снимать для ленинградской «Смены», – в сущности, никогда не был газетным фотографом. Лозунг «Время, вперёд!» и острые ракурсы конструктивистов, прославляющих «размаха шаги саженьи», – это не его стихия.
Во-первых, он из иного поколения. Того, на чьё детство пришлась война, а на юность – оттепель. Во-вторых, его дарование – лирического свойства. Не в том смысле, что он предпочитает камерные сюжеты или «красивости». Напротив, его работы впечатляют почти минималистской сдержанностью. Но он остаётся лириком, даже снимая эпические сюжеты. Скажем, Красная площадь на снимке 1970-х у него круглится, словно земля на картинах Петрова-Водкина. Лишь шпиль кремлёвской башни и строгая геометрия Мавзолея вырастают из покатой тверди, по которой движутся мужчина и женщина. В результате снимок обретает сжатость афоризма. Таков Богданов. Можно сказать, он изъясняется ямбом или гекзаметром, даже когда уверен, что говорит прозой.
Надо ли удивляться, что именно «Литературная газета» обнаружила в нём родственную душу? И обрела в нём замечательного мастера портрета. Часть из этих теперь уже знаменитых работ, сделанных за почти 30 лет работы в «ЛГ», можно увидеть на Покровке. Роскошный портрет Лили Брик 1970-х годов. Лиля Юрьевна почти утонула в огромном кожаном кресле, но жест её сухих рук, властный поворот головы, осанка по-прежнему царственны. Портрет Виктора Шкловского в его кабинете – это целая новелла. Одна из лучших работ – «съёмка на документ» Булата Окуджавы. На стуле сидит Булат Шалвович с подобающим серьёзности момента выражением лица. За его спиной – растянутое белое полотно, которое держит Ирина Ришина. Её лукавая улыбка – поверх импровизированного «экрана». В этой «официальной» постановке, сооружённой на скорую руку, всё дышит вольностью импровизации. И – теплом дружеских отношений, пронизывавших редакционную жизнь. Рядом – фотографии Арсения Тарковского, Виктора Конецкого, Сергея Каледина...
Богданова вроде бы не волнуют яркие приметы времени, сиюминутного дня. Скорее, его заботят атмосфера, интонация, свет. Тем не менее вот странность: история литературы, история «ЛГ» и былое страны встречаются здесь – в фотографиях, сделанных Владимиром Богдановым. Словно у него всегда с собой камертон времени...