Рекордный для России тираж копий – более 1200, мощная рекламная кампания, привлечение к дистрибуции фильма ни много ни мало компании «ХХ век Фокс» – и, как результат, абсолютное лидерство в мировом прокате в первый уик-энд. Всё это, безусловно, не может не привлечь к новому отечественному блокбастеру, очередному масштабному проекту могущественного Первого канала в области большого экрана, самого пристального внимания. Но чем стал в итоге «Адмиралъ», киносага об Александре Колчаке с точки зрения художественной и исторической? Величественным триумфом или досадным поражением? Предлагаем вашему вниманию два мнения – критика и военного историка – о новой картине.
Личность человека, жизнь и смерть которого создатели фильма попытались уместить в два часа экранного времени, до сих пор вызывает громадный интерес и яростные споры. Кто он? Боевой офицер, замечательный флотоводец и стратег, признанный специалист в тактике ведения минной войны, герой Русско-японской и Первой мировой, выдающийся полярный исследователь (чьё имя неразрывно связано, в частности, с поисками легендарной Земли Санникова!), «Верховный правитель России», который «отдал свою жизнь борьбе с нашествием большевизма», и истинный патриот своего Отечества? Или же предатель Родины, садист и палач, кровавый эмиссар Антанты, преступно распорядившийся золотым запасом Российской империи?
Что современники, что потомки неизменно воспринимали его на контрасте. Чёрное и белое. А с поправкой на цвета эпохи – красное и белое. В контексте последних полутора лет деятельности Колчака красный цвет обретает поистине страшный отлив. На контролируемых диктатором Сибири территориях, по некоторым свидетельствам, расстреляно чуть ли не 30 тысяч человек. И не только ненавидимых им социалистов – большевиков, эсеров, меньшевиков и революционных рабочих. Но и крестьян, с которыми его армия не нашла общего языка. Надо было учитывать, что эти люди с крепкими сибирскими корнями, особым менталитетом никогда не были крепостными. Совсем не плёткой, штыком и пулей их надо было убеждать в правоте «белого» дела. И на эту пролитую народную кровь жестокое обвинение Колчаку в пособничестве врагам России ложится идеально.
Если бы… не известный девиз адмирала «За единую и неделимую Россию». Создатели фильма его, условно говоря, и поставили во главу угла. Хотя в качестве рекламного слогана использовали библейское: «Ибо крепка, как смерть, любовь…» Вроде бы главным для них было показать Историю Великой Любви адмирала Колчака и Анны Тимирёвой. Ради высоты чувства даже «запамятовали», что у Анны, как и у Колчака, тоже ведь был сын от первого брака, впоследствии расстрелянный в годы репрессий. (Конечно, если надо показать идеальную любовь, то какие уж тут дети… Прямо в соответствии с метаниями горьковского Клима Самгина: «А был ли мальчик?»)
Но кроме того, «Адмиралъ», несомненно, призван продемонстрировать величие личности героя своего времени. Ведь даже большинство нынешних идеологических «неприятелей» Александра Васильевича, думаю, не возьмутся оспаривать ни его патриотизм, ни его рыцарское понятие о долге, чести, порядочности. И такие герои сегодня должны быть востребованы. Нет пути вперёд, если потеряны, перевраны ориентиры движения. А тот, кто не помнит ошибок прошлого, обречён на их повторение. От фильма, безусловно, ждали и правды, объективного отражения процессов, безжалостно изменивших жизнь огромного государства. Интересно, что военные, посмотревшие фильм, в большинстве своём определили его именно не как «кино про романтические чувства к женщине», а как фильм о том, как надо любить и беречь своё Отечество. (Не могу не упомянуть и о таком факте: 20 фильмокопий были безвозмездно переданы Министерству обороны РФ, и фильм точно увидят тысячи защитников государства Российского.)
Есть какой-то высший резон в том, что «Адмиралъ» вышел на экраны в то время, когда Россия в известной степени вновь пребывает в состоянии гражданской войны. Пускай и холодной. Но в войне этой, как известно, не бывает победителей и побеждённых. Нет однозначных героев. У каждой стороны – своя скрижаль в книге Истории.
Режиссёру Андрею Кравчуку, получившему известность благодаря своему выставлявшемуся на «Оскар» предыдущему фильму «Итальянец», удалось создать картину «многослойную» и, насколько это возможно, беспристрастную. Вокруг центральной фигуры узорами калейдоскопа выстраиваются картины целой переломной эпохи. Сценарий охватывает временно’й период с 1916-го, с периода морских сражений на Балтике, до 1920 года, когда Колчак был расстрелян в Иркутске. Знаковые, поворотные, сложнейшие моменты российской истории… Режиссёр попытался не симпатизировать ни «красным», ни «белым». И показать в первую очередь трагедию, пережитую Россией, когда лучшие и с той, и с другой стороны убивали друг друга. Хотим того или нет, но мы до сих пор «больны» той революцией. И в её художественном осмыслении нас швыряет от красного к белому. И наоборот. Безусловно, белое видится как-то чище, красивее, романтичнее. Но ведь парадокс в том, что аромат тогдашней утончённости белой кости и голубой крови питался по’том и кровью рабочих и крестьян. Этого в «Адмирале» мы не видим. Поэтому бунт «черни» – простых матросов, изрядно натерпевшихся от флотского «барина» (а таких особей на флоте тоже было предостаточно, почитайте Константина Станюковича, замечательно отразившего жизнь морского флота России, а то Валентину Пикулю не все верят), на взгляд сегодняшнего «неподготовленного» зрителя, совершенно непонятен. И поступок Колчака, швыряющего за борт адмиральскую саблю, когда офицеров разоружала восставшая «матросня», представляется не более чем эффектным жестом.
Поэтому и проще и удобнее говорить, что этот фильм в первую очередь – о любви. О любви на фоне крушения старого мира. В широком её понимании – к Родине, к людям, к женщине…
Фильм не отвечает на «проклятые» вопросы. Режиссёр попытался лишь по возможности фотографически точно отобразить реалии истории, выступить своего рода хроникёром событий 90-летней давности. Сцены морского боя выглядят по-настоящему впечатляющими, нисколько не уступают лучшим «мировым образцам». А сильнейшая по эмоциональному воздействию сцена, когда заледеневшие, грязные, усталые до невозможности каппелевцы идут в психическую атаку на красные окопы? Без патронов – против пулемётов и орудий. Этот эпизод выступает ещё и в качестве своеобразной «обратной рифмы» к знаменитой сцене психической атаки в «Чапаеве». И кажется куда более правдивым.
Ощущение правды на экране возникает ещё и потому, что кастинг актёров проходил долго и тщательно и окончательный выбор стал удачным. Константин Хабенский сумел вырваться из плена образов всех ранее сыгранных им ролей, особенно – «дозорных». Елизавета Боярская, показавшая себя в продолжении «Иронии судьбы» пластмассовой «Барби», предстала в роли Анны Тимирёвой тонко чувствующей, не по возрасту глубокой исполнительницей. А как элегантно, чувственно и ёмко рассказала о судьбе первой жены адмирала актриса Анна Ковальчук!
Звёздный актёрский состав картины органично дополняют выступившие в ролях второго плана или даже совсем крохотных эпизодах Егор Бероев, Фёдор Бондарчук, Николай Бурляев, Сергей Безруков. Те, кого Безруков разочаровал своим Есениным, найдут здесь в актёре, сыгравшем в фильме роль генерала Каппеля (ещё одна сложнейшая, во многом одиозная, но при всём при том истинно героическая личность), серьёзный профессиональный потенциал. Лично я здесь артиста просто не узнала.
Фильм, как мне представляется, утвердил несомненное значение роли адмирала Колчака в истории страны. Конечно, уместить такую личность в двухчасовой формат кино невозможно, как и однозначно жёстко определить его роль, его «цвет» в судьбе страны. Но то, что он в фильме вызывает уважение, – по праву. Ведь если даже не касаться профессиональных достижений в военной сфере (за что был неоднократно отмечен и награждён), то надо помнить, что научные идеи адмирала намного опередили время, это можно понять, стоит только прочитать замечательную книгу – итог его полярных экспедиций «Лёд Карского и Сибирского морей». Эти заслуги были признаны ещё при жизни адмирала. И съёмочная группа сумела донести до зрителя, как этот чистый идеалист, убеждённый рыцарь долга и служения идее и России, попадает в беспощадные жернова Истории.
Кроме интересной режиссёрской, операторской (Игорь Гринякин и Алексей Родионов), актёрской работ надо отметить и музыкальную составляющую картины. Она великолепно вписывается в общую стилистику ленты. Когда-то Анна Тимирёва написала стихи, посвящённые своему любимому: «Полвека не могу принять, ничем нельзя помочь…» Они стали в фильме песней на музыку Игоря Матвиенко, который точно уловил грустную мелодику строк женщины, не предавшей своего адмирала…
Нас ожидает выход 10-серийного телесериала о Колчаке, который существенно расширит сюжетные линии картины. Может быть, тогда и уйдёт ощущение сценической незаконченности, сверхбыстрой смены действий, что попросту раздражает и даёт ощущение просмотра красочных рекламных роликов-трейлеров, показывающих завязку и самые крутые моменты фильма. Может быть, эта довольно нарочитая отсылка к фильму «Титаник», возникающая в прологе и эпилоге ленты, и напрасна. Но с другой стороны, история любви и смерти адмирала Колчака вполне может быть уподоблена стихийному катаклизму, роковому столкновению. И ещё искупительной жертве?..
Можно покритиковать создателей нового кино и за несколько лакированную, «глянцевую» «картинку», вызывающую в памяти приснопамятный «Турецкий гамбит». Но всё же не это здесь главное. И у нашего «Адмирала» свой гамбит. Русский.