Моя знакомая забавы ради разместила на каком-то литературном сайте под своим ником (имя пользователя в Сети) одно из стихотворений Георгия Иванова без ссылки на автора. Спустя несколько дней к стихотворению пришло более 50 комментариев. Оно вызвало настоящую свалку на сайте. Мнения комментаторов разошлись. Одни искренне восхищались талантом моей знакомой, другие делали замечания касательно убожества рифмы или метрического строения стиха. Третьи и вовсе негодовали, утверждая, что к поэзии это не имеет ровно никакого отношения. А кто-то со скромным ником Поэт написал: «Аффтар выпей йаду»...
Если раньше перечень публикаций непризнанного гения ограничивался жиденьким самиздатом, а круг читателей состоял из друзей да знакомых, то теперь другое время: непризнанные гении идут в Интернет. В Интернете их встречают радушно – множество сайтов со свободной публикацией открыты для всех и каждого. Любой более-менее продвинутый пользователь компьютера, зарегистрировавшись, может разместить на таком сайте свои шедевры, прокомментировать произведения коллег по перу, получить отзывы на свои тексты.
На сайте «Стихи.ру» (в народе – «Стихира») на сегодняшний день насчитывается более 160 тысяч (!) зарегистрированных пользователей. Каковы результаты столь масштабной литературной тусовки, можно понять, прочитав несколько популярных опусов и комментариев к ним. Пишет Галина Беспалова, один из самых читаемых авторов «Стихи.ру»: «Рифма бабочкой весенней вьётся у виска, вот другая – лист осенний – словно пух, легка...» К стихотворению пришло 77 комментариев. Вот некоторые из них. Серафима Ермакова: «Как же хорошо! Просто здорово! Настроение передано блестяще, красивые образы...»; Твой читатель: «У Вас действительно рифмы, как бабочки»; Золотой Дракон: «Легко, как крылья бабочки!» И так далее. Хоть бы кто заметил, что бабочка, вьющаяся у виска, вызывает как минимум раздражение, а рифмы легка/виска, осенний/весенний больше напоминают птеродактиля, чем «бабочку». Зачем же кадится весь этот фимиам? Хитрость в том, что польщённый автор не преминет нанести ответный визит и сказать доброе слово комментатору. У последнего повысится количество отзывов, и постепенно он завоюет лидирующую позицию на сайте. По этому принципу здесь живут почти все. Только вот способы достижения виртуального Парнаса разные: можно похвалить и самому утонуть в дифирамбах, можно поругаться. Ещё, чтобы не утруждать мозг интенсивной работой, проще всего приговорить автора, модно коверкая русский язык: «Аффтар выпей йаду», «Аффтар убей себя ап стену». Или же похвалить глуповатым «аффтар жжот».
«Проза.ру» – мелковатый брат-близнец «Стихиры». «Проза» славится в русском литературном Интернете (РуЛинет) своими перебранками. По слухам, конфликты между прозаиками на этом сайте дошли когда-то чуть ли не до хакерских атак. Вот как об этом пишут авторы клуба «Литературные шахматы» на «Прозе.ру»: «И пришла на землю Прозы.ру Большая Вражда и Великая Скука. Перестали в один миг прозорливцы писать рассказы, а стали писать только пакостные рецензии, хамить, ругаться, обвинять друг друга в накрутке».
Надо сказать, что сайты свободной публикации – место обитания не только начинающих писателей, непризнанных гениев и откровенных графоманов. Среди десятков тысяч пользователей РуЛинета подчас можно встретить зрелых литераторов, по тем или иным причинам вынужденных выкладывать своё творчество в Сети. К примеру, на небольшом сайте «Мир Вашего Творчества» зарегистрирован Григорий Подольский, лауреат международного конкурса «Золотое перо Руси» в номинации «Юмор» за 2006 год, до 1991 неоднократно публиковавшийся в «Литературной газете», «Московском комсомольце», «Труде».
На этом же сайте можно найти произведения Владимира Туровского, главного редактора журнала «Наша Канада», в прошлом постоянного автора таких изданий, как «Студенческий меридиан», «Собеседник», «Москва», «Аврора», «Огонёк», в настоящем эмигранта, проживающего в Канаде и выкладывающего свои произведения на русскоязычных литературных сайтах.
Есть в сетературе грамотные писатели. Только вот лидирующие позиции на сайтах занимают обычно люди, далёкие от литературы. У того же Владимира Туровского на «МВТ» с поклонниками негусто: за всё время пребывания на сайте к его произведениям пришло всего 12 комментариев. Тогда как у некого Слайсеra их больше пяти сотен.
Если писатели в Сети стремятся набрать рейтинг, повысить свою популярность, то в этом стремлении им не уступают и администраторы сайтов. Литературный конкурс – это то, чем можно привлечь нового пользователя. Поэтому конкурсы в РуЛинете – обыденность.
Портал «Что хочет автор» (закроем глаза на безграмотно сформулированное название) ориентирован как раз на проведение литературных конкурсов. Издательства и писательские союзы обещают победителю призы. Заняв первые, вторые и третьи места в литературно-издательском проекте «И Мастера рукою вдохновлённой», вы получите соответственно по три, два и одному баллу. Победившим же в одном из самых крупных конкурсов на этом портале «Вся королевская рать» члены жюри начислят сразу по три, по пять и даже по семь баллов. Плюс ко всему у победителей появится возможность вступить в Международный союз писателей «Новый современник». Лидерам же присвоят звания королей поэзии и прозы...
Литконкурсы периодически проводят сайты и порталы самых разных весовых категорий. «Проза.ру» и «Стихи.ру», «Литсовет» и «Мир Вашего Творчества», «Решето» и «СтихиЯ», «Литературная сеть» и «У камина».
В общем, если вы решили попробовать себя в качестве виртуального писателя, поучаствовать в сетевом литературном конкурсе или просто пообщаться с коллегами по электронному перу, то дорога открыта и изрядная доза виртуального «йаду» вам обеспечена. Литературная сеть может быть в равной степени полезна или убийственна для начинающего и даже для зрелого писателя. Всё зависит от того, как вы себя поведёте и будете ли поддаваться на глупые «аффтар выпей йаду» или «аффтар жжот».
Продолжение темы