Если бы в конце октября президент США Обама не поблагодарил Москву за эвакуацию российскими лётчиками американского боевого вертолёта «Чинук» CH-47 в Афганистане, мы, наверное, так бы и не узнали о том, что 14 октября наш вертолёт Ми-26, принадлежащий российской компании «Вертикаль-Т», подцепил в сложных местных условиях в 110 километрах от Кандагара сбитый мятежниками вертолёт, поднял его в воздух и доставил на американскую базу в Кандагаре.
Дело, конечно, хорошее. Однако возникла мысль – какая нелёгкая занесла Ми-26 под Кандагар, вглубь Афганистана? Ведь, слава богу, что обошлось – при перелёте на базу никто не обстрелял, добрались целыми. Поразила последняя фраза официального сообщения – «подобная операция выполняется российскими специалистами уже третий (!) раз». Это что – новый вариант Афгана? Интересно, на какой основе выполняются операции? На коммерческой? То есть когда у «стратегических партнёров» кишка тонка, перетаскиваем за деньги на их базы подбитую боевую технику или уже подключились к миротворческому контингенту? Может, и жертвы уже есть?
Военная операция под пафосным названием «Несокрушимая свобода» началась в Афганистане 8 лет назад. Россия политически поддержала операцию – мы были кровно заинтересованы в ликвидации штабов и лагерей террористов и прекращении потока наркотиков на нашу территорию. Нас заверяли, что в новом свободном и демократическом Афганистане не будет ни талибов, ни наркотиков – мол, мировое сообщество позаботится об этом.
Результат на сегодня известен. Кратный рост производства и экспорта наркотиков, в основном в многострадальную Россию. Война местного населения, а не только талибов, с иностранными, прежде всего американскими, войсками. Слабость центральных и бесконтрольность местных властей. Официально признанная фальсификация недавних президентских выборов, проходивших под эгидой ООН. Захват талибами здания миссии ООН в центре Кабула. Отказы американских и английских служащих, военных и гражданских, воевать и работать в Афганистане…
Афганский поход, как и иракский, проваливается. Воевать с народом бесполезно.
Американцы-военные прессингуют союзников, призывая не уходить из Афганистана. Но на фоне общественного мнения в Европе и Америке с этим становится всё сложнее. Наращивать контингент американских войск нет смысла – военного решения проблемы нет, это уже проходили. Заниматься Афганистаном никто не хочет – непопулярно. Ситуация тупиковая: оставаться не получается, уходить нельзя, потому что оставлять страну в таком состоянии действительно опасно.
Когда после теракта 11 сентября 2001 г. «коалиция желающих» завоёвывала Афганистан, нас тихо спрашивали – у вас большой опыт, русские хорошо воюют, не хотите ли поучаствовать? Тогда желающих не нашлось – ни по государственной линии, ни по коммерческому найму. Что происходит сейчас? Неужели попадаем под обаяние Обамы? Вполне возможно, что американцы с удовольствием передали бы бремя афганских проблем кому-нибудь, да хоть России, приплатив за это – они умеют заварить кашу, а потом привлекать других решать вопросы.
Поспрашивал знающих людей, они успокоили – мол, Россия в Афганистан вернулась, но никто ничем рисковать не собирается. Под стрельбу и теракты сами собой сложились «красные линии», за которые не выходит ни наш бизнес, ни дипломатия. Воевать по найму или как-либо ещё наши не будут.
Это утешает, хотя серьёзные сомнения насчёт полётов российских вертолётчиков-гуманистов остаются. Неужели те, кто упорно продвигает идею нашей военной вовлечённости в новый Афган под американо-натовским началом, не обращались к истории, слепы и не задумываются о последствиях? Каковы их мотивы – заработать или, может, продемонстрировать «перезагрузку в действии»? Но – оно нам нужно? Не хватит ли «грузов-200» из Афгана?
Главный вопрос – а что же всё-таки будет с Афганистаном? Для нас это очень небезразлично.
Прежде всего наркотики. Проблема тяжелейшая. Под воздействием наркопотока из Афганистана соотношение числа наркоманов к численности населения России быстро приближается к критическому – ещё немного, и метастазы наркомании начнут безвозвратно разлагать жизнь государства и общества. Да, недавно директор нашей Федеральной службы наркоконтроля крупно поговорил с американцами насчёт их ответственности в Афганистане. Но где гарантия, что будут сдвиги? Ведь впечатление такое, что Международные силы содействия безопасности в Афганистане чуть ли не поощряли расширение посевов опиума. Новая технология развала геополитического конкурента? Оправдания партнёров на этот счёт – мол, ну никак не можем ничего поделать – или лицемерное безразличие, или редкая некомпетентность.
Вопросы надо ставить очень жёстко и конкретно. Мы – пострадавшая сторона. Мы имеем право чётко знать, какие у «коалиции желающих» в Афганистане стратегия и тактика относительно опиумной войны, развязанной против России? Каковы силы, средства, способы борьбы с наркомафией в Афганистане и на маршрутах наркотрафика? Насколько эффективны антинаркотические планы с громкими названиями? Готовы ли партнёры к серьёзным совместным действиям? Заодно, кстати, проверить, готовы ли мы сами к таким действиям…
Может быть, в связи с тем, что хватка кризиса слабеет, выделить больше финансов на борьбу с наркомафией – ведь когда в конце 90-х годов наши пограничники в Таджикистане получили по линии ООН всего лишь миллион долларов, закупили отечественные УАЗы и средства связи, перехват наркотиков увеличился сразу втрое! Правда, нарколобби отомстило – заместителя Генсекретаря ООН, пробившего грант, скоро сместили с должности под нелепым предлогом.
Пусть спецслужбы России, США и стран НАТО проведут наконец мозговой штурм «по гамбургскому счёту» и договорятся действовать так, как того требуют часто провозглашаемые «общие интересы» и «общие ценности». Это сложнее, но и важнее, чем подбитые вертолёты перетаскивать. А мы посмотрим, что у нас за партнёры.
Но самое главное – вопрос о власти. Власть, которая держится на иностранных штыках, не может быть сильной и эффективной, сколько бы зарубежных войск ни нагнали и какие бы зачистки они ни проводили. Особенно в такой стране, как Афганистан. Не будет настоящего внутреннего урегулирования – гарантирована война без конца и рекордные опиумные урожаи. Пора кончать с кабинетными политсхемами и решительно выходить «на афганское поле», каким бы непривлекательным оно ни казалось. Надо говорить со всеми афганцами, в том числе талибами – это тоже афганцы, сбитые с толку американскими администрациями. То тайно готовили под тем же Кандагаром ликвидацию бен Ладена, то возили талибов по Америке и собирались признать их режим, а в конце концов назначили их соучастниками теракта 11 сентября. Кстати, спецпредставитель президента США по афганским делам Холбрук, как писали, ещё летом запрашивался на встречу с талибовским шейхом муллой Омаром.
Урегулирование не должно быть международным – ооновским, американским или каким-то другим. Оно должно быть подлинно афганским при уважительном реальном содействии новой невоенной «коалиции желающих мира», если она возникнет. Вот в такой коалиции Россия могла бы, наверное, поработать на пользу себе и афганцам, и прочим.
Возможно ли такое? Возможно, хотя добиться этого очень сложно. Мир и порядок в Афганистане нужны нам больше, чем американцам. Но военные действия пусть заканчивают те, кто их начал.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Афганский ремейкЕсли бы в конце октября президент США Обама не поблагодарил Москву за эвакуацию российскими лётчиками американского боевого вертолёта «Чинук» CH-47 в Афганистане, мы, наверное, так бы и не узнали о том, что 14 октября наш вертолёт Ми-26, принадлежащий российской компании «Вертикаль-Т» |
КОД ССЫЛКИ: |