Пока в России не создана в полной мере и не систематизирована серия фильмов об отечественных писателях, своего рода раздел «КиноЖЗЛ». Лишь в рамках Московской городской программы по созданию отечественных телефильмов регулярно выходят картины о судьбах мастеров слова. Хорошо! Но достаточно ли этого?
В одном из недавних выпусков «Нашего кино» мы рассказывали о съёмках кинофильма «Плен страсти роковой» – несколько эпизодов снималось даже возле здания, занимаемого «Литературкой». Это фильм об одном из периодов жизни писателя Максима Горького. А так ли часто кино берёт в качестве сюжетов писательские судьбы?
Если посмотреть сайт «Фильмы о писателях. Википедия», то убедишься, что «Кафка», «Капоте», «Агата» (имеется в виду Кристи), «Влюблённый Шекспир», «Марк Твен против… миссис Поттер», «Перо маркиза де Сада» или «Запретная любовь» (о не очень известном валлийском поэте Дилане Томасе и его жене) явно теснят своим числом и объёмом, разножанровостью наших «Белинского» (1953 г.), «Детство Горького», «Михайла Ломоносова» (1938 г. и 1986 г.) или, скажем, картину «Пушкин. Последняя дуэль» и «Дневник его жены» (о судьбе Ивана Бунина с блистательным Андреем Смирновым в главной роли).
Парадокс, но, гордясь писательскими именами, которые почитаемы во всём мире, наши кинематографисты как-то не очень охотно делают их носителей героями кинолент. Скажем, почему не снять картину о взаимоотношениях Владимира Маяковского и Лили Брик? Это же потрясающая история! А судьба Бориса Пастернака? А Исаак Бабель, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Валентин Катаев? Или тот же Саша Чёрный, об экранизации книги которого рассказываем сегодня? Словом, длинный не отснятый ряд удивительных человеческих и творческих историй.
Пожалуй, только благодаря Городской специальной программе правительства Москвы более-менее целенаправленно исследуются языком кино судьбы людей, составивших славу родной литературы. В последние годы сняты ленты «Прощайте, доктор Чехов!», «Марево» (по мотивам гоголевских повестей), «Луна в зените» (об Анне Ахматовой), «Из пламени и света» (о последних месяцах жизни Михаила Лермонтова).
Но, думается, этого мало. Тем более что трудно понять, как будет завтра. Конечно, лучшие фильмы, как и вообще всякие художественные произведения, появляются, когда, как говорится, «не могу молчать». И не нужно никакого диктата, жёсткого социального заказа советских времён. Но наверняка нужно внимание, нужна целенаправленная и щедрая помощь развитию этой тематики. И не только на «писательском направлении». Наше Отечество богато именами великих музыкантов, актёров, учёных, конструкторов, спортсменов… Почему кинематограф обходит их – подчас даже самых ярких – своим вниманием?
Мы пригласили выступить в качестве эксперта в разговоре на эту тему Александра БОНДАРЕВА, генерального продюсера «Русской кинокомпании «Иван».
– Александр, ваш отец, известный оператор Владимир Бондарев, снял в 1980 году на студии «Мосфильм» картину «И вечный бой… Из жизни Александра Блока» в честь 100-летия со дня рождения поэта. Поставил фильм режиссёр Дмитрий Барщевский с актёрами Александром Ивановым, Борисом Плотниковым, Еленой Соловей, Ниной Руслановой, Нелли Пашенной и другими. Картина между тем полузабыта. Не считаете ли вы, что на одном из популярных телеканалов можно было бы завести выходящую в прайм-тайм специальную рубрику типа «КиноЖЗЛ» с выходом хотя бы раз в неделю, которая бы предварялась представлением фильма и его героев?
– Прежде хочу в общем плане сказать, что фильмы, о которых вы говорите, необходимы. И о писателях, и о музыкантах, и о полководцах и так далее. Они, как никакие другие, помогают создавать своего рода защитную прослойку в голове у подростков, молодёжи – главных потребителей кинопродукции. Ведь интернет-поколение живёт по иным законам, чем жили мы. Мне 38 лет, но в моём детстве были и музеи с папой и мамой, были хорошая музыка и концерты, а потом обсуждение увиденного за семейным чаепитием. Были книги, много книг. Иногда из-под палки. Хотелось в футбол с парнями погонять. Но это было. И сейчас этому говоришь «спасибо». Теперь иная ситуация, что объяснять?
Ясно, что телевидению, а я много лет проработал в этой сфере, нелегко. Вопросы финансирования стоят остро. Можно ли изыскать средства для учреждения такой телепрограммы? Да. Если будет на то воля. Примеры таких программ есть, в том числе на Первом канале, где Константин Эрнст сохраняет ряд некоммерческих, но великолепных, умных программ. Ведь нужен, конечно, массовый канал. Аудитория «Культуры», при всём к этому каналу уважении, невелика. А ведь необходимо, чтобы ра-бо-та-ло! Чтобы пацаны всё это видели, чтобы их цепляло.
Есть и люди, которые могли бы вести такую программу. Например, Юрий Суходольский, человек энциклопедических знаний, глубокий знаток литературы. Есть и люди бизнеса, способные и желающие менять к лучшему наше духовное и интеллектуальное пространство. Повторяю: нужна воля. Нужен чёткий социальный заказ. Пока мы окончательно не потеряли своё будущее, не увидели его перерождение в жвачку, попкорн.
– Может ли наш кинематограф более целенаправленно создавать киногалерею выдающихся людей России, в том числе писателей и поэтов? Ведь стыдно, что многие молодые люди не знают, кто такой Лермонтов, что написал Лев Толстой, кто был лауреатом Нобелевской премии по литературе?
– Повторюсь: нужен социальный заказ, как говорится, монаршья воля. Не надо этого бояться, стесняться. Тут такая сфера, что без этого не обойтись. Можно сделать много интересного. Знаю, что Владимир Хотиненко закончил фильм о Фёдоре Достоевском с Евгением Мироновым в главной роли. Никита Михалков со своим «ТриТЭ» собирается снимать про Бунина. Есть, написаны, ждут своего часа сценарии о других писателях, выдающихся людях иных занятий и профессий. Я сам мечтаю снять фильм о Сергее Довлатове, со своим другом даже написал сценарий.
Важно, конечно, качество. Плохо, когда яркий человек становится для продюсеров и режиссёров поводом хорошенько заработать, а его существо, главное в жизни и творчестве подменяются какой-то скабрёзностью. Примеров хватает. Тут – большая ответственность. Необходимо привлекать лучшие кадры кино. Нужен отбор. Тогда будет результат. Вообще люди, которые занимаются быстродоставляемым массовым творчеством, а это в первую очередь кино, телевидение, должны быть максимально ответственны, понимать значение своей миссии.
И, конечно, государство, общество обязаны поднимать на щит, благодарить, восхвалять тех людей бизнеса, которые от души дают средства на такого рода проекты.
Думаю, нет смысла комментировать высказывания Александра Бондарева. Готов лишь высказать полное согласие с ними.
В заключение хочется заметить вот что. Вскоре наверняка начнётся ревизия столичных программ. В том числе в сфере культуры, образования, работы телевидения и СМИ, издательств, кинематографа. Это естественный процесс. Время требует оценить сделанное, делаемое и задуманное. От чего-то, наверное, надо вовсе отказаться, что-то видоизменить в соответствии с требованиями жизни и реальными возможностями бюджета, а что-то, что даёт нужный эффект и служит людям, духовно-нравственному оздоровлению общества, воспитанию юношества, – оставить, поддержать, развить. А то ведь на Руси всегда было и есть искушение у приходящих новых властей всё взять и отменить и новый мир построить. Это уже пройдено неоднократно и, как правило, с отрицательным результатом. Не стоит, конечно, сидеть на старом, но также неразумно сжигать все мосты и мостики. Такой, например, мостик, как Городская специальная программа правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов. «Литературка» знает, сколь высоко оценивается она в кинематографических кругах, множеством зрителей, и поддерживает эту оценку. Тогда, кстати, и новых фильмов о выдающихся писателях, других достойных сынах и дочерях Отечества наверняка больше появится. Мы не ставим на этом точку, приглашаем читателей «ЛГ» и самих кинематографистов, руководителей Министерства культуры, Союза кинематографистов России продолжить разговор на тему «КиноЖЗЛ».
Из досье «ЛГ». Александр Бондарев в 1993 году окончил ВГИК по специальности «оператор-постановщик», как бы следуя отцовскому примеру. В итоге выбрал стезю продюсера. Автор и участник множества творческих проектов на телевидении и в кино. Среди них «Новогодняя ночь на ОРТ», первая церемония «Золотой граммофон», гастроли Патрисии Каас, производство телеверсии концертов «Рождественские вечера Аллы Борисовны», концерт памяти Владимира Высоцкого, инаугурация президента РФ В.В. Путина в 2000 году и многих других. Продюсер целого ряда документальных и игровых фильмов. Один из них – «На игле» – удостоен в этом году премий кинофестивалей в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Дважды лауреат премии ТЭФИ.