Скандал, спровоцированный «Мемориалом», напомнил о существовании этого общества
В последние дни российская публика была крайне возбуждена акцией общества «Мемориал» (являющегося иностранным агентом), которое опубликовало анкетные данные 40 000 сотрудников НКВД СССР, работавших в этой организации с 1935 по 1939 год.
Буревестники свободы с «Эха Москвы» были воодушевлены. Вот оно! Свершилось! Названы по именам кровавые палачи сталинской эпохи! Многие люди просоветских убеждений были смущены, зная, что эховские глашатаи склонны к преувеличениям. И вот дым от информационного взрыва рассеялся, и возник вопрос: а что чрезвычайного произошло?
Да, был опубликован более или менее достоверный список сотрудников очень серьёзного советского ведомства. Но значит ли это, что внуки и правнуки людей, упомянутых в списке, должны рвать на себе волосы? В любой выборке, сформированной по профессиональному, ведомственному, национальному или религиозному признаку, наверняка найдутся самые разные персоны – добрые и злые, молчуны и балагуры, подлецы и праведники. Это относится к бухгалтерам и любителям зимней рыбалки, атеистам и рыжеволосым. Думаю, это относится и к сотрудникам советских правоохранительных органов. Среди людей, упомянутых в списке, наверняка были простые милиционеры, пограничники, охранники крупных объектов индустрии и даже сотрудники загсов (входящих когда-то в систему НКВД). Есть там и известные разведчики. И всех их кто-то хочет назвать палачами? Да, среди них, вероятно, есть отталкивающие личности. Но разве современные надзиратели и конвоиры в российских тюрьмах и колониях – это сплошь возвышенные театралы и знатоки Сервантеса? А что если через какое-то время кто-то попытается назвать преступниками всех современных работников МВД и ФСБ?
Вот для примера одна анкета из указанного списка. Гражданин Г.Г. (ограничимся инициалами) служил в НКВД в конце 30-х годов, работал в разных городах страны, рос по службе, в годы войны был сотрудником Смерша, награждён медалями. Можем ли мы на основании этой анкеты утверждать, что Г.Г. был кровавым палачом или честным офицером? Нет. Так зачем было городить огород?
Вообще каждый человек живёт в своей реке времени. В середине 30-х годов люди, как правило, верили в идеалы советского патриотизма, жили в эпоху великих строек, участвовали в работе Осоавиахима и уходили на службу в Красную Армию и в НКВД с уверенностью в правоте своего дела. И было бы странно требовать от них просмотра исторических кинолетописей Н. Сванидзе, увлечения прозой Б. Акунина и, как следствие, дезертирства из Красной Армии и эмиграции на Брайтон-бич…
Совершенно точно видно, что в России уже много лет существуют деятели, которые постоянно разжигают истеричную атмосферу в обществе, натравливают одни группы людей на другие, регулярно вбрасывают на обсуждение совершенно абсурдные темы, отвлекающие от насущных проблем.
А ведь историко-просветительское, правозащитное общество «Мемориал», хотя и является иностранным агентом, вполне могло бы принести пользу России. Например, рассказать широкой аудитории свою версию грабительской приватизации 90-х, привести список выгодополучателей залоговых аукционов. Но об этом почему-то молчит. Неужели мёртвые «палачи» опаснее живых «реформаторов»?