НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ УРОВНЕ
Среди национальных проектов особое место занимает тот, что носит название «Развитие агропромышленного комплекса». И хотя в отличие от других («Образование», «Здравоохранение», «Доступное жильё») он не носит ярко выраженный социальный характер, тем не менее очевидно: от развития сельского хозяйства в России напрямую зависит качество жизни наших сограждан. Как же решается проблема развития агрокомплекса в Москве?
Казалось бы, какое отношение столица имеет к развитию сельского хозяйства? Ведь здесь нет ни сельскохозяйственных угодий, ни агропромышленных комплексов, ни крестьянских ферм, и все продукты Москва закупает либо за рубежом, либо в российских регионах. Тем не менее развитие агропромышленного комплекса всегда было в фокусе внимания столичных властей.
В 2005 году правительство Москвы и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Москва стала и первым субъектом Федерации, с которым Министерство сельского хозяйства России подписало соглашение об инвестициях в агрокомплекс. Оно рассчитано на поддержку сельхозпроизводства, строительство новых современных агрохолдингов, развитие животноводства. Москва взяла на себя обязательство на принципах софинанисирования строить и реконструировать действующие животноводческие комплексы, закупать для них необходимое оборудование и племенной скот. Из федерального бюджета в рамках соглашения будут выделяться средства на увеличение производства мяса в региональных хозяйствах, интегрированных с московскими предприятиями. Это позволит, к примеру, к 2010 году довести объёмы поставок мяса в Москву до 300–330 тыс. тонн.
Соглашение предусматривает создание Координационного совета с привлечением заинтересованных структур Министерства сельского хозяйства и правительства Москвы для оперативного рассмотрения вопросов по отбору инвестиционных проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов и ферм. За последние годы Москва вложила около 18 млрд. рублей в развитие сельского хозяйства, что позволило сформировать несколько крупных сельскохозяйственных структур.
Сегодня столица находится на передовом аграрном рубеже. С участием администраций 10 субъектов Российской Федерации и Департамента продовольственных ресурсов города Москвы 12 московских агрохолдингов (АПК ОАО «ИКМА», ЗАО АВК «Эксима», ЗАО «АМС-Агро», ООО ЗК «Настюша», ЗАО «Система Зерностандарт», ОАО «Алтуфьево», ОАО «АПК «Михайловский» и другие) разработали 20 крупных проектов развития животноводства, которые будут реализовываться в Московской, Липецкой, Ярославской, Орловской, Владимирской областях, Краснодарском крае.
Одним из приоритетных направлений деятельности правительства Москвы является устойчивое обеспечение москвичей всеми видами продовольственных товаров в необходимых объёмах, ассортименте и качестве по приемлемым для потребителя ценам. В столице был принят городской Закон «О продовольственной безопасности города Москвы», который установил правовые и организационные основы гарантированного снабжения москвичей всеми видами пищевых продуктов в объёмах не ниже размеров потребления, рекомендуемых Российской академией медицинских наук.
Исходя из требований продовольственной безопасности, работа по обеспечению столицы сельскохозяйственным сырьём и продуктами питания строится на основе укрепления торгово-экономических связей московских предприятий продовольственного комплекса с производителями сельхозпродукции практически всех регионов России. Основными поставщиками продовольствия в Москву являются около 40 территорий – в основном регионы Центрального федерального округа. За счёт развития кооперации и интеграции предприятий города с региональными поставщиками полностью формируются ресурсы города по цельномолочной продукции, пищевому яйцу, картофелю и овощам, в значительной степени – по зерну, крупе, растительному маслу, сухому молоку, рыбопродукции и ряду других продовольственных товаров.
В то же время сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса России не позволяет полностью обеспечивать продовольственную безопасность столицы, особенно по продукции животноводства. В Москву завозится по импорту до 65 процентов мяса, 62 процента животного масла, значительное количество сыров и некоторых других видов продовольствия. В этой связи, стремясь избавиться от продовольственной зависимости, московские предприятия на основе интеграции создают собственную стабильную сырьевую базу в регионах, обеспечивающую гарантированное снабжение столицы продуктами.
Заслуживает внимания столичный опыт ярмарок выходного дня, когда в Москву приезжают многочисленные фуры с продуктами из близлежащих регионов. Подобные ярмарки пользуются популярностью среди горожан и служат стимулом развития отечественного агропромышленного комплекса.