Почему угасает инстинкт продолжения рода
Заклиная семантический ряд «дети–родители–школа», мы касаемся «семьи». О кризисе её наряду с цивилизационным не написал только ленивый. «Укреплять семью ради будущего страны» – это скоро будут бормотать во сне, особенно в предвыборном, политики всех оттенков. Давайте поможем им проснуться и посмотреть на семью в современной России с лирической стороны, без кошмаров статистики, а из того простого ракурса, который отвечает за демографию непосредственно. Что ныне происходит на подступах к постели?
НА ПОДСТУПАХ К ПОСТЕЛИ
…Приходит он, горожанин среднего детородного возраста, домой. Она, самостоятельно заработав денег и купив продукты, готовит еду и сервирует стол. Он, кривясь, вкусно ужинает и, как обычно, жёстко и конструктивно критикует власть, отнявшую у него то-сё и годами не дающую ему развернуться. Она терпеливо улыбается и моет посуду. Он смотрит ей в спину и с ужасом (или с тонким садизмом) думает, что вот эту женщину-добытчицу-хозяйку-повариху-судомойку et cetera ему сегодня, возможно, придётся обнять. При этом мысль о социальном превосходстве жены может или напрочь лишить его мужских сил, или, наоборот, подогреть его силы ненавистью, завистью, порывом к последнему самоутверждению, или свести с ума из-за перенапряжения воображения. В любом случае ничто не мотивирует оскорблённого прекрасным и бесплатным ужином мужчину к получению от данной женщины ребёнка. Сюжет, к сожалению, распространённый.
Кроме того, эрос и воспроизводство человека вообще разошлись в сознании наших современников на космическое расстояние. А такая метафизическая штуковина, как инстинкт продолжения рода, в наши дни вообще перешла в разряд архетипических миражей. Инстинкт не ощущается телесно; в лучшем случае только умом, и то лишь социально-экономической частью ума (будет кому передать квартиру и прочее). Стремление к ребёнку как к цели бытия и любви у современных мужчин в большинстве своём отсутствует. Тело современного мужа, говорят многие жёны, и коитус-то еле переносит, поскольку женщина в данном процессе, как и в остальных, стала верховодить, и всё это в совокупности страшно для любого Геракла.
Ещё недавно мужское тело сносно жило в паллиативном, гражданском браке, и непаспортизованность отношений худо-бедно давала хоть какую-то власть над эмансипированной сожительницей.
Намедни же появилась новая, видимо, встречная тенденция: молодые мужчины захотели наконец жениться и рожать детей, но женщины теперь всё чаще хотят только «свободных» отношений. В газетах и в Интернете полно подобных объявлений. Дескать, секс – и довольно! А прачечная, голубчик, – за углом.
Один мой знакомый, очень взрослый, высокообразованный человек, полагает, что семейно-демографические проблемы решаются так: надо дать мужикам зарабатывать нормально, а женщины пусть дома сидят и детей воспитывают. Муж будет хозяин и добытчик, а она станет хранительница и мать. Дети появятся, как положено. Как всегда было.
Этот мой знакомый – атеист, но, сам того не зная, он цитирует «Домострой». Хорошая книга была!.. Для того времени, когда всё так и было. В наше время, сколько ни вводи в школах моральные дисциплины, уже не удастся заставить девочку молиться на мальчика (воина, хозяина, добытчика, созидателя): современные девочки рождены самостоятельными во всех отношениях мамами, из человеколюбия терпящими рядом с собой этих высоколобых зануд (которым власть не даёт проявить себя в полной мере, отняла идеалы, ну, вы помните, – виноват кто угодно, только не я…)
Кроме того, старый постулат, что лишь мужчина есть творец, первооткрыватель, а женщина – некий стабилизатор, педантичный доводчик, – сей лакомый постулат не выдержал проверки практикой, но за него ещё многие цепляются как за драгоценное ведро, с помощью которого можно перетаскать уйму истин из колодца вековой мудрости. Да-да, постулат был ложный. Мужчины хотят возразить?
А ВИНОВАТ ЧУБАЙС…
Извольте: наш «созидатель и первопроходец» способен развиваться, усваивать духовные уроки? Вроде бы должен. Но сей чудотворец предпочитает скорее умереть, чем обнаружить изменения в картине мира. Отчего он убеждён, что только его откристаллизовавшийся взгляд на мир всесилен и верен? Мужская смертность в нашей стране уже просто неприлична, а почему? (Кстати, как можно рожать детей от человека, который наверняка недолго протянет? Воспринимать его как племенного быка? И на том – спасибо?)
У нас потому такая неприлично высокая мужская смертность, уверяют сексологи и социальные психологи, что, видите ли, мужчины до сих пор никак не переживут развал СССР и реформы экономические. Всё слишком тяжело. Жизнь, понимаете, меняется небывало быстро, а человек этого не выносит. К тому же контраст бьёт по нервам: семьдесят лет делали «нового человека», а получили «нового русского». Эффект ударил по нескольким возрастным группам мужчин одновременно. А во всём виноваты, как известно, Чубайс, Гайдар и главный россиянин, царство ему небесное.
Интересно, сколько можно кататься на этом горбунке? На этих горбунках? После всех революций и войн ХХ века у нас вообще не должно было остаться мужчин в стране, но они же были! Да какие! А эти что?.. Смену миров с социалистического на квазикапиталистический оказалось пережить труднее, чем все прочие ужасы? Неужто вы, господа-товарищи, все оказались халявщиками? И не опасно ли допускать вас к рождению детей от современных женщин – выносливых, умных, терпеливых, красивых. Боеспособных. (И как наши бабы ухитряются массово оставаться красавицами в таких условиях? А вот поди же, ухитряются.) Я не говорю о голопузых беспутных юницах с пивными банками, но им, кстати, никто и не говорил, что мальчики – достойные люди. Откуда!.. Их мальчики хороши только на телеэкране: они за колоссальные деньги поют о своей любовной истоме и танцуют, дёргая бёдрами. Оттого залы ломятся от публики с горящими глазами – ну хоть тут-то кто-то чего-то хочет!..
Денежные дядечки, ухитрившиеся всё-таки усадить жён дома, тоже получили массу проблем: женщинам там скучно. Наличие неизбежных в этой социальной группе нянь вкупе с хорошей бытовой техникой открывает жёнам прямой путь в дорогие салоны красоты, а там, где продают «здоровый образ жизни», общение ещё тупее, чем с телевизором. Там кичатся, а не общаются. Там искоса подглядывают во все места, чтобы сверить фасон, забавно и неумело пряча зависть. Ни один банкир, побывай он в женской раздевалке дорогого фитнес-центра, уже не радовался бы своим завоеваниям в бизнесе.
УНЫНИЕ РАДИОАКТИВНО
Я далека от вывода о безысходном положении дел в российской супружеской постели. Есть здоровые, традиционные семьи, но их мало, как тигров в Приамурье. Они не делают погоды, как не решает проблем отечественной космонавтики одинокий народный умелец-изобретатель. Есть многодетные, особенно если религиозные, семьи, живущие ради потомства, но их тоже мало, как, например, симфонических композиторов на массу попсовых музыкантов. В стране есть всё понемногу, но проблема не в гениальных частностях, а в общем положении: современные городские женщины, а их большинство, несчастны со своими половинками, – точнее, четвертинками, осьмушками.
Правда, есть молодёжь, уже преодолевшая кризис, навязанный взрослыми. Немало юношей и девушек, всё-таки не выживших из ума, чтобы во всём винить власть и реформы, они сохранили свою природу вопреки обстановке. Но: продолжение рода есть дело рода, а не только отдельно взятой пары. А у нас в составе «рода» не только бабушки-дедушки, коих, увы, сейчас очень мало, а вся страна, в составе которой есть множество надменных интеллектуальных нытиков, подобных вышеупомянутому моему знакомому. Сколько бы лет им ни было, они активно пропитывают своими жалобами все слои общества: уныние радиоактивно. И пока эти «мужские» мотивы в ходу и в цене («Все – плохие, особенно начальники, потому что не дают мне денег и власти в семье!»), рассчитывать на совет да любовь не приходится.
Женщина забрала упавшее из ослабевших мужских рук знамя жизни. Думаете, теперь вот так просто возьмёт и отдаст? С чего бы? Некрасов сказал как отрезал, а мужчины решили, что пусть себе она так и ходит по горящим избам, с остановленным конём на поводе? Лучше перестали бы глумиться над высокими заработками городских женщин, слезли с микроволновки, сделали что-нибудь удивительно полезное, восхитительно созидательное, чтобы на вас опять хотелось любоваться и радоваться! А клеймить и жаловаться, что неясна национальная идея, не хватает великой цели и единого порыва типа к коммунизму… Скулить – дурное дело не хитрое.
Я не стала бы писать жёсткие вещи, если бы ещё могла обойтись спокойным тоном и стилем научного изложения. Но приличествующих случаю гендерных произведений много, и в них всё прекрасно проанализировано. Моё же сочувствие к инфантилизму, коим страдают многие зрелые, не голодающие, вполне взрослые мужи, высоко рассуждающие об исторических провинностях других людей, – зашкалило. И перешло в негодование.
В стране появятся дети, когда взрослые повзрослеют.