Вилен Иванов. Год, венчающий двадцатилетие. Социологическая экспертиза / Предисл. М.К. Горшкова; ФНИСЦ РАН. – М.: У Никитских ворот, 2021. – 204 с.
Вилен Иванов написал книгу, уникальную по жанру. В ней уживаются две стороны его личности: академическая социология и ироническая поэзия. Повод тоже серьёзный – окончание первого двадцатилетия XXI века. И этот рубеж совсем не цифровой, 2020 год запомнится нам всем надолго: пандемия, смерти близких, борьба за жизнь, лучшие и худшие проявления человеческого духа. Как мы дошли до жизни такой? Об этом в первой части книги Вилен Иванов рассуждает с высоты своего опыта известного учёного-социолога. Автор умеет сделать научный текст не сухим, а увлекательным для широкого круга читателей. Он даёт объективную, основанную на цифрах и исследованиях картину нашего общества.
«Остаётся актуальной проблема доверия к институтам государственной власти и общественным организациям. Так, опрос, проведённый Центром стратегических и социально-политических исследований ИСПИ РАН в августе – сентябре 2020 года в 14 регионах страны (объём выборочной совокупности составил 1607 человек), показал, в частности, следующее: доверяют президенту 61% опрошенных (не доверяют 20%). Правительству соответственно 44% (30%), Совету Федерации – 30% (29%), Государственной думе – 23% (34%), полиции, суду, прокуратуре – 20% (54%), профсоюзам – 16 (41%)».
В этих цифрах кроется многое, дающее повод для выводов не только учёным и политикам, но и писателям. Это волнует Вилена Иванова, он ищет возможности для создания общественного равновесия путём анализа тех процессов, которые происходили в нашей стране в первое двадцатилетие XXI века. Его, как и многих русских интеллектуалов, волнует вопрос: в чём сила страны? В мощном вооружении, во влиянии на мировой арене или в том, что люди с каждым годом живут всё лучше?
Вилен Иванов не обходит своим вниманием тему фальсификации истории. Он проводит смелую мысль, что в 1941 году на СССР напала не только фашистская Германия, но и все те, кто взращивал нацизм в противовес СССР, желая руками Гитлера, Муссолини и их приспешников покончить со своим главным врагом. Некий своеобразный гитлеровский Евросоюз. И если мы из политкорректности некоторое время молчали об этом, то теперь, как считает Вилен Иванов, пора начать говорить. Ведь гибридная война – это не та война, где можно от противника ждать понимания.
Много рассуждает Иванов и о поправках к Конституции. Он утверждает: несмотря на то что дискуссия о них не закончилась даже после их принятия, самое главное, что Конституция работает и обеспечивает законность и порядок по тем пунктам, за которые проголосовал народ.
Пандемия тоже не обойдена вниманием автора. Он вдумывается в то, какие методы та или иная страна использовала в борьбе с эпидемией и как это связано с экономической или общественной моделью. Выводы его достаточно нестандартны.
Довольно резко оценивает Иванов ту реформу РАН, что привела к весьма тяжёлым последствиям для академического мира, подавалась как оптимизация науки для её же блага, но ни к какому благу не привела в итоге. Виновные, как обычно, не наказаны.
Вторая часть книги – это стихотворения. Вилен Иванов, как никто другой, понимает, что социология невозможна без глубокого проникновения в человеческую натуру. А без поэзии такое проникновение в полной мере невозможно.
Жизнь стала и тревожней, и бедней,
Успехов прежних нет в помине.
Мы были впереди планеты всей,
Теперь по рейтингу
в печальной середине.
Поэтическое творчество Вилена Иванова можно отнести к той художественной страте, которую некоторые критики называют поэзией прямого стиля. Главное для него – это мысль, выраженная с афористической чёткостью. Темой его стихов становятся актуальные переживания человека, неравнодушного к судьбам мира:
Вопрос о них давно возник,
И нам нельзя не возмущаться,
Офшоры – зло, но власть от них
Никак не хочет отказаться.
Иванов не ретуширует свои взгляды, не скрывает свою личность за лирическим героем. Он абсолютно честен перед самим собой и перед своими читателями. Он находит наилучшую форму для выражения своих взглядов. Она основана на предельной искренности высказывания, сдобренной ритмической чёткостью и добротной классической рифмовкой.
Ещё один возможен поворот,
И я надеюсь, может, не напрасно,
Что наша власть когда-нибудь поймёт,
Что память о былом терять опасно.
После объёмного поэтического интермеццо Иванов снова возвращает читателя к интереснейшим рассуждениям о жизни, современности, о том, с какими вызовами нам предстоит столкнуться в ближайшее время. Всё высказанное о цифровизации вызывает у меня лично глубокую солидарность. Да, «цифра» даёт нам удобство, но за этим удобством столько ловушек, попав в которые человек рискует потерять своё право называться человеком.
Книга весьма наукоцентрична и литературоцентрична. В ней множество отсылок к интереснейшим источникам, автор подтверждает многие свои выводы разнообразными цитатами, оказываясь тем самым не на тропе вульгарного самостийного философствования, а в центре развития социологической мысли. Не случайно книга одобрена академическими кругами. Она оригинальна, интересна и познавательна.
Максим Замшев