В Омске пройдёт беспрецедентный сценический форум
Словосочетанием «театральный фестиваль» у нас давно уже никого не удивишь. Вот какие-то совсем иные эмоции, вплоть до некоего смутного раздражения, оно по нынешним временам, похоже, уже вполне способно вызвать. Теперь на просторах России если какой храм Мельпомены, не говоря уже о регионе, не имеет своего собственного «смотра сценических достижений» – то это вроде как и не comme il faut. Несолидно, не в созвучии с духом времени.
Наблюдая за этим перманентным праздником тружеников кулис, истинные театралы со стажем по большому счёту вполне вправе по-стародумовски ворчать: мало того что всевозрастающее торжество протекает на фоне очевидного упадка уровня театрального дела в целом, так ещё разрыв между бодрыми реляциями организаторов (о демонстрации всего лучшего, наиболее интересного и т.д. и т.п.), красочными афишами и реальным положением вещей на фестивальных подмостках.
Всё вышесказанное ни в коей мере не относится к славному театральному городу Омску, к знаменитой Омской драме, которая вскоре станет площадкой международного театрального фестиваля «Академия». На протяжении двух недель, с 6 по 20 сентября, в столице Западной Сибири будет проходить крупнейшая культурная акция, имеющая полное право именоваться интригующим (хотя и порядком девальвированным) термином «фестиваль», мероприятие действительно международного масштаба (а не так, как у нас сегодня зачастую бывает: пригласят один спектакль с Украины и один из Белоруссии – и можно придавать себе «мультинациональный» статус).
Но здесь по-иному и быть не могло. Порукой тому не только высочайшая художественная репутация этого прославленного коллектива, на протяжении вот уже не одного десятилетия уверенно сохраняющего за собой неофициальный титул «лучшей труппы российской провинции», но – что в данном случае даже важнее – то высочайшее качество постановки театрального дела, организации процесса, которым издавна, с поры директорства легендарного Мигдата Ханжарова, славилась Омская драматическая академия.
Когда нынешний директор театра Виктор Лапухин заявляет о «большом деле, очень амбициозном деле», о том, что одной из основных задач предстоящего события является идея «показать лучшие образцы театрального мира, подтверждающие правильность существования репертуарного театра», когда, наконец, обещает омичам праздник. В этих высказываниях менее всего стоит искать вошедшего у нас в правило ритуального плетения пышных и красивых словес. Для того чтобы удостовериться в простой констатации фактов, достаточно бросить хотя бы только беглый взгляд на фестивальную программу.
…Белградский национальный театр с одной из самых знаменитых сербских пьес «Госпожа министерша» Б. Нушича, решённый, по словам европейский критики, как трагикомический фарс, «в духе Кустурицы».
…Один из самых прославленных театров мира «Берлинер Ансамбль», везущий спектакль под названием «Арто и Гитлер в Романском кафе», где в роли Арто будет выступать феноменальный артист Мартин Вуттке.
…Ещё один, гораздо более молодой, но ничуть не уступающий сегодня своему земляку в известности коллектив из Берлина – «Шаубюне» и его «Концерт по заявкам» в постановке Томаса Остермайера, прочно входящего в число наиболее громких и востребованных режиссёров Европы (а среди тех, кому ещё нет сорока, возможно, самого интересного в профессии).
Будут представлены на «Академии» и другие первостепенные театральные державы. И литовцы (Государственный Вильнюсский Малый театр с «Мадагаскаром» – работой теперешнего худрука вахтанговцев Римаса Туминаса), и французы с очередной сценической версией жизни и творчества Эдит Пиаф, и болгары, примиряющие на себя гоголевскую «Шинель». Будут венгры с Гольдони, несравненный Богдан Ступка в роли царя Эдипа. Дожен быть и Тбилисский театр имени Шота Руставели с «главной пьесой мирового репертуара» – очень хотелось бы надеяться, что «Гамлет» Роберта Стуруа, невзирая ни на что, будет показан в Сибири и сможет в очередной раз опровергнуть максиму о музах и пушках.
Одним словом, будет много всего, включая явление Омску самого маэстро Кшиштофа Пендерецкого, который будет дирижировать исполнением своих произведений на драматических подмостках, а также не нуждающееся в особых представлениях (равно как и в рекламе) «Снежное шоу» Славы Полунина, три представления которого станут заключительными аккордами уникального – даже для столиц, что уж говорить о периферии – нацеленного, как и должно, на синтез искусств и действительно высокие образцы, поистине «гурманского» события.
Соб инф.