Начавшись в прошлом году оммажем к 200-летию Джузеппе Верди, в этом году фестиваль посвятил себя 200-летию М.Ю. Лермонтова. И, надо сказать, оба эти посвящения не выглядят случайными. Верди, один из славнейших сынов Италии, не раз навещал чудодейственные термальные источники Монтекатини, чтобы поправить своё здоровье. Память о его пребывании здесь повсюду; именем Верди назван, кстати, и театр, в котором состоялось открытие «Очей чёрных –2014». Лермонтов, правда, в Тоскане не бывал, но атмосферу жизни общества «на водах» знал не понаслышке и отображал в своих произведениях не единожды. Символично и то, что в названии фестиваля легко отыскать и аллюзию на первую юношескую любовь гениального поэта – Екатерину Сушкову, носившую прозвище Miss Black-Eyes – Мисс Чёрные глаза.
Как говорилось в одном очень популярном детском мультфильме, «как вы лодку назовёте – так она и поплывёт»… Итак, погожим майским днём на гостеприимную итальянскую землю высадился шумным табором десант российских музыкантов. Шесть дней подряд в уютных отелях Монтекатини Терме, где разместились участники фестиваля, можно было слышать то диковинные звуки кельтской арфы, то чудный баритон, то дивное сопрано, а то и целый народный ансамбль, распевающийся к вечернему концерту. Среди посланцев России были настоящие мэтры и столь громкие имена: знаменитый скрипач Виктор Третьяков, гордость русской исполнительской школы: звезда российской оперной сцены Мария Максакова, буквально покорившая местных меломанов программой русских романсов; выдающийся джазовый пианист Борис Фрумкин – именно в его виртуозные руки в 2007 году был передан легендарный оркестр Олега Лундстрема, на фестивале же он выступал в качестве солиста и неизменно вызывал бурный восторг зала; неподражаемый и незаменимый Святослав Бэлза, как известно, много лет работавший в «ЛГ»… Но основной контингент музыкантов был именно что очень юн – возраст вундеркиндов, представлявших музыкальное будущее России и Италии, колебался от 10 до 18 лет, а резидент-оркестр фестиваля – Московский молодёжный камерный оркестр под управлением его художественного руководителя, а заодно и худрука фестиваля Валерия Вороны, которому выпали честь и доблесть играть для публики каждый вечер, – он молод априори. Однако молодость – отнюдь не синоним неопытности. Одними из самых ярких впечатлений фестиваля – можно даже сказать, его сенсациями – стали выступления пианиста Николая Варламова, который в свои 10 лет играет Шопена и Дебюсси с таким совершенством и одухотворённостью, какие редко встретишь и у зрелых состоявшихся музыкантов, а также его 13-летнего коллеги по цеху Мартино Росси, уроженца Перуджи, – это имя нам тоже следует хорошенько запомнить.
Ещё один участник – почётный гость фестиваля Михаил Юрьевич Лермонтов, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», в своей приветственной речи на открытии фестиваля сказал: «Пусть дух фестиваля будет пронизан высокими идеями нравственности и любовью к прекрасному, соединяющими народы России и Италии в их истории и современной жизни».
…Фестиваль завершился гала-концертом в зале Regina, так и не сумевшем вместить в своих «королевских» стенах всех желающих. Музыка, пожалуй, одна из главных в том перечне вечных ценностей, которые не требуют перевода, а потому во все времена соединяют человечество вопреки всем происходящим вокруг нас безумствам и катастрофам. Это тот единый культурный код, сохранность и исповедание которого позволит Добру и Свету победить людские грехи и пороки. К счастью, на этот раз мы опять победили.