Штрихи к портрету шефа
Начальство – это особая каста рода человеческого. Их участь сродни актёрской, они точно так же, как и актёры, ежедневно исполняют свою роль для зрителей-подчинённых. В самом деле, чьи косточки чаще всего перемывают на корпоративных кухнях клерки среднего звена, притулясь к микроволновой печи? Да его же, шефа.
Ах, как он курит трубку! Как проносится по этажам, презирая лифт, перескакивая через четыре ступеньки! Как нежно разговаривает с любимой женщиной по общему телефону, участливо спрашивая: «А тебе куда укольчик делали? Больно было? Бедненькая ты моя!» Как спесиво взирает поверх очков, которые невесть что делают на его державном кончике носа!
А застали бы его те же клерки дома, на диванчике рядышком с любимой собакой, вот удивились бы: совсем другой человек. Куда только спесь подевалась?
За мою жизнь мне приходилось частенько менять работу. Начальников всех мастей и окрасов довелось повидать предостаточно. Поневоле начнёшь сортировать их по разным категориям. Герой «Кондуита и Швамбрании» Льва Кассиля считал, что начальство бывает в трёх видах: твёрдом, жидком и газообразном.
У меня сложилась несколько иная классификация.
Патрон. Это почти сакральное существо, вечно окутывающее себя таинственной дымкой. Эдакий «неуловимый Джо», которого никто не ловит. Найти его на месте в рабочее время удаётся так же редко, как сыроежку в зимнем лесу. Вечно он то ещё не появился, то уже «отъехал». Счастливейшее мгновение, когда руководитель всё же обнаруживается в кабинете, выпадает подчинённым примерно раз в месяц. При этом секретарша неизменно объявляет: «Иван Петрович работает с бумагами и просит не мешать», хотя на самом деле шеф просто просматривает свежие газеты. Сообщения докладчика он обычно прослушивает вполуха, витая в заоблачных сферах. Его нельзя обвинить в излишней вредности или интриганстве, но и жаловаться ему на кого-то из зарвавшихся коллег бесполезно: он слишком занят, чтобы снисходить до всяких пустяков.
Босс. Вот этот персонаж как раз очень даже в курсе того, что происходит в коллективе. Даже слишком в курсе. Он требует армейской дисциплины и сам готов стоять рядом с вахтёром, чтобы ловить подчинённых, опоздавших на полминуты. По вечерам он с дозором обходит вверенные ему владения, чтобы выловить из кабинетов работников, пожелавших дёрнуть пивка перед уходом. Он должен знать всё, что говорится о нём и его начинаниях в коллективе. Поэтому он не прочь создать в офисе маленькое «министерство правды», то есть нанять парочку слухачей и платить им зарплату на порядок больше, чем остальным.
Такая практика позволяет боссу создавать имидж всемогущего и всезнающего невидимки. Среди боссов частенько попадаются сущие вампиры, отравляющие жизнь подчинённым и от этого испытывающие райское наслаждение.
Подобные типы стараются выместить негативные эмоции на коллегах, отыгрываясь за детские обиды, полученные от учителей или товарищей по классу. Я бы ввела на предприятиях специальные комиссии по типу космических, чтобы психологи определяли: годен человек к тому, чтобы руководить людьми, или нет.
Мамаша-наседка. Пол тут не имеет значения – мамаша может быть и мужчиной. Такое явление распространено в маленьких, но независимых и гордых учреждениях: предприятиях малого бизнеса или некоммерческих организациях. Для мамаши любой коллектив – это семья, и она автоматически переносит в него отношения, принятые в собственной семье. Со всеми вытекающими последствиями – скандалами с битьём общественных тарелок, сплетнями, «любимыми» и «нелюбимыми детьми», никчёмными житейскими советами, двухчасовыми обедами с совместным нарезанием салатов среди бумаг и компьютеров.
Мамаша погладит по головке и приголубит, если она в настроении. Но берегитесь! Пряник и кнут – это постоянный набор инструментов, с помощью которых она разделяет и властвует в своём мини-королевстве. Ведь над ней никто не стоит! Она может довести вас до слёз, и тут же сунет в рот конфетку вперемешку с валокордином. Лучше не доверяться её кажущейся доброте и не рассказывать ничего сокровенного: на следующий день всё тайное станет явным для окружающих.
Учтите: никто не может так изощрённо унизить, как мамаша! Она, например, может скомандовать сотруднице почтенного возраста: «Эй, Тань, сбегай-ка в магазин за пирожками», хотя тут же в комнате – три юные секретарши и две практикантки…
Слуга царю, отец солдатам. Начальник, которому неохота включать себя в первые три категории, может пользоваться четвёртой, придуманной специально для него. Шутка! Конечно, и такие редкие представители руководящего племени встречаются в природе. Мне повезло: на моём веку попались целых два таких начальника, вернее, начальницы.
Правда, одну впоследствии сгубили большие финансовые возможности, а вторая не удержалась в кресле из-за мягкости характера и неподдельной доброты. Вот она-то как раз старалась быть дипломатом, всегда разбиралась в случившемся, прежде чем делать выводы, а если мы её подводили, никогда не повышала голос – только огорчалась. И как не хотелось её огорчать!
Уверена, моя классификация далеко не полная. Идеальных руководителей не бывает, равно как и идеальных людей вообще. Пройти дорогу жизни, минуя перевал под названием начальство, никому ещё не удавалось. Поступая на новое место службы, осторожно расспросите у подчинённых, что за птица ваш будущий шеф.
Предупреждён – значит, вооружён…
, МЫТИЩИ, Московская обл.