Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Аки брат

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Андрей Плахов, Елена Плахова. Аки Каурисмяки. Последний романтик: Фильмы, интервью, сценарии, рассказ. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 296 с.: ил.

Серия «Кинотексты», вот уж третий год как выходящая под маркой издательства «НЛО», включает в себя тексты различные – порой диаметрально. Открыв одну из книг, вы рискуете немедленно нарваться на каое-нибудь «создание коммодифицированной вселенной», а в предисловии другой вас может, напротив, ожидать такое бесхитростно-кокетливое авторское «саморазоблачение»: «Проект с самого начала если и не был обречён на провал, то по меньшей мере представлялся сомнительным».

«Последний романтик» – режиссёрский портрет Аки Каурисмяки (не путать с братом – Каурисмяки Микой и уж тем более с Аббасом Кироистами) – киноведческое исследование, сборник «документов и материалов» – выгоднейшим образом отличается от большинства своих сериальных собратьев завидной внятностью, цельностью, чёткостью поставленной задачи и оптимальным её исполнением. Задача заключалась в том, чтобы представить российской читающей публике – немногочисленным ярым поклонникам и большинству «слышавших звон» – творческий путь, систему взглядов, а также само яркое своеобразие личности этого одного из наиболее заметных участников современного европейского кинопроцесса. И решена она была прямо-таки с научной строгостью (включая выявление генезиса, погружение героя в широкий культурологический контекст и создание детальной классификации им созданного), но без какого бы то ни было столь неуместного в подобных, скорее популярных, чем специальных, изданиях наукообразия. Решена с подкупающей живостью и лёгкостью изложения, что называется, личностно, «от первого лица» – всё ж таки о кино идёт речь, да к тому же о художнике отчётливо демократической направленности, – однако счастливо избегая малейших упрёков в легковесности либо, чего хуже, самолюбивом позёрстве.

Младший из двух финских «братьев-разбойников» (в том смысле, что идут они по жизни и по экранному пространству какими-то сугубо заповедными, только им двоим ведомым тропами, то и дело свищут посвистом богатырским и никак не желают сдаваться на волю пресловутому «мейнстриму») заслужил такую дельную и занимательную монографию в России по праву. И не только потому, что дебютной его лентой стало почти четверть века назад «Преступление и наказание» (правда, изрядно переосмысленное). И не в связи с тем, что единственной фразой, выученной им по-русски, на протяжении многих лет открывавшей всякий его разговор с восточными соседями, было выражение «В юности жизнь Максима Горького была очень тяжёлой» – и в конце концов логично перекочевавшей в звуковую дорожку последнего замечательного фильма Каурисмяки «Огни городской окраины». И не по причине зажигательно снятого им в своё время феноменального концерта Total Balalaika Show – совместного выступления лихих хельсинкских панков из группы «Ленинградские ковбои» и Краснознамённого ансамбля им. Александрова. И даже не вследствие некоторых обстоятельств семейной истории – прадеда-карела и деда, в 30-е годы прошлого века торговавшего лошадьми в Выборге и Ленинграде.

Все эти «штрихи к портрету» чрезвычайно важны для понимания и постижения совершенно особого мира брата Аки. Но куда важнее в самом начале книги провозглашённый и затем обстоятельно доказанный Андреем и Еленой Плаховыми тезис о том, что «горячий финн» является нам «очень близким родственником». По линии «Достоевского, Чехова, Чайковского, Шостаковича, Барнета и Довженко». Ибо как никто иной в современном искусстве занят проблемой «маленького человека», ибо всячески пытается в свой куда как жестокий век призвать милость к падшим. Ибо настоящий художник-гуманист, обеспокоенный, кроме всего прочего, не только трагическим отсутствием гармонии в мире (кстати, в меру своих сил сражающийся с обступающей несправедливостью), но и эстетической гармонией формы и содержания.

Одним словом, располагающий, кажется, всеми теми качествами, что начисто или почти утерял наш кинематограф.

Обсудить в группе Telegram

Даниил Чаплыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS