Нет, что ни говори, очень забавно наблюдать за людьми, которые жаждут во что бы то ни стало что-то сказать (не важно что, главное – сказать). И сказать непременно громко, чтобы услышали все. Забавно смотреть, как человек надувает щёки, как кожа на его лице от натуги покрывается красными пятнами, а лоб – капельками пота. И как же радуется этот человек, когда какое-нибудь заветное «дыр бул щыл» произнесено…
В Государственном выставочном зале «Галерея XXI века» на открытии международного выставочного проекта «Artist’s Book. Аккумуляция-2008» посетителей было немного. Причём большую их часть составляли представители клана «художник современно-аккумулированный» (или аккумулированно-современный», как кому больше нравится). Сам проект, как значилось в пресс-релизе, посвящён «современной книге художника, корни которой уходят в исторический авангард, прежде всего к русским футуристам и Дада». Да-да, вот оказывается, как всё серьёзно, а вы как думали? Поэтому, как и положено «современному» человеку, увидев на вешалках чёрные женские футболочки и платьица с надписями «бедная мама прости дорогая дочку воровку свою» или «пропал козырный парень Саша усох босяк как мухомор» (кто не понял, это и есть «книжица» Ольги Буркалёвой «Дело ‹ 2671»), вам полагается не скептически усмехнуться, а немедленно задуматься о трагической экзистенции гомо сапиенса в эпоху потребления.
Впрочем, гуляя по залу и рассматривая представленные, как здесь принято говорить, «объекты», каждый может пофантазировать о том, что же всё-таки хотел донести до нас тот или иной художник своей «книжицей». Будь то по форме напоминающая настенный календарь «Полукнига полуобразов» Александра Гнутова, где на первых четырёх листах масляной краской нарисованы схематичные практически одинаковые рожицы, на пятом – грибы, а на последнем, шестом – всё те же рожицы, или же развешанные по стенам страницы-холсты-творения «Кораблик любви» Зинаиды Суровой с изображениями всевозможных корабликов со словом «любовь» на разных языках.
Конечно, при желании можно проникнуться и пафосом «Побега из зоны» Степана Корня (книжками, оказывается, можно назвать и зэковские полосатые шапочки с помещёнными в них жаргонными «словариками», свёрнутыми на манер шпаргалок-гармошек). Но кому может понадобиться «Учебник пчеловодства» Александра Свирского, в котором параграфы из учебника биологии переплетаются с детскими рисунками и стишками типа «пчёлы разные бывают, всё на свете замечают», представить себе трудно. Да и вряд ли могут претендовать на оригинальность коллажи с надписями «убешщур» или классическим «дыр бул щыл».
Конечно же, здесь нашлось место и для остроумных (или хотя бы претендующих на оное) работ. В качестве примера можно привести том первый «Пища для ума (полуфабрикат)» Эдуарда Кулёмина, представляющий собой 12 исписанных, скомканных в шарики листов, упакованных в полиэтилен, или книгу Алексея Мальцева «Как найти Эйфелеву башню в Париже», оснащённую напильником, верёвочкой, пробиркой, мелком и трафаретом с очертаниями самой парижской красавицы, Биг-Бена, Пизанской и Останкинской башен. Но всё-таки не очень ясно, при чём тут Artist’s и при чём тут Book. Плоды деятельности по принципу: «а теперь добавим ножек – получился осьминожек» вряд ли можно назвать искусством.
Всё в том же пресс-релизе организаторы выставки, пытаясь объяснить название проекта, приводят множество синонимов к слову «аккумуляция» («накопление, собирание, систематизация, сгущение, нарастание, суперпозиция»), не удосужившись объяснить, что и, главное, зачем аккумулируют представленные здесь книгохудожники. Вот и получается, что символом выставки можно назвать расположившийся у самого входа в зал гигантский карандаш, к которому за тоненькую ниточку привязана крохотная книжечка. Экая несоразмерность…