Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. – 608 с. – («Summa culturologiae»).
Репринтное переиздание 600-страничного исследования, подготовленного коллективом авторов во главе с В.В. Бычковым в 2003 году, вышло в году нынешнем тиражом 500 экземпляров. Солидным, с учётом того, что интерес к изданиям подобного типа изрядно иссяк ещё восемнадцать лет назад.
В предваряющей статье Бычков пишет о «Лексиконе...» как о «фундаментальном динамичном научном исследовании достаточно широкого профиля <…> с высоким коэффициентом концентрации актуальной информации <…> это принципиально открытая, динамически развивающаяся исследовательская система». И действительно, «динамика» налицо: за 18 лет, прошедших с момента первого издания, «Лексикон...» не обзавёлся даже новым предисловием, а републикаторы ограничились лишь подбором новой аляповатой обложки.
«Лексикон...», по мысли автора, должен восприниматься как ядро «грядущей культуры и гуманитарной науки». Выбираю словарные статьи наугад. Дискуссионное содержание категории эстетического Бычков предлагает рассматривать не только с опорой на квазитеоретические построения А. Лосева и критические штудии Д. Лукача, но и на «актуальнейший» в 2003 году (не говорю о годе 2021-м) сборник «Марксистско-ленинская эстетика». О самой эстетике, по мнению всё того же автора, нельзя сложить сколько-нибудь ясного представления без книжки М. Кагана «Лекции по марксистско-ленинской эстетике», написанной в далёкие шестидесятые годы. В статье «постмодернизм» не упомянута марксистско-ленинская эстетика, видимо, лишь потому, что писал её другой автор.
Повысить градус «актуальности информации», по всей видимости, призвана и статья «Православная эстетика (как парадигма)», написанная «доступным самым широким читательским кругам языком» – «сугубо имплицитная по многим интенциям». Из такого рода «актуальной информации» и авторских пренебрежений материалом состоит всё «фундаментальное динамичное научное исследование». В заключение замечу, что одно из главных свойств классики – способность не устаревать. «Нонклассика» эту способность явно утратила…
Дмитрий Цыганов