Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2022 г.
  4. № 9 (6823) (02.03.2022)
Искусство Культура

Актёр Гоголя и Достоевского

Народный артист России Авангард Леонтьев встретил 75-летие

02 марта 2022

Когда я пришёл в «Современник», Леонтьев уже там работал. Его довольно активно занимали в спектаклях и Олег Ефремов и Галина Волчек. Он играл Алёшку в «На дне», играл в «Большевиках», в различных детских спектаклях. И в моих ранних работах он тоже был занят. Например, в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова он играл Базильского. Но особое значение для меня имело его участие в наших совместных студийных опытах – в спектакле по Достоевскому «И пойду! И пойду!» и в спектакле по шекспировскому «Гамлету».

У него не было установки просто играть роли в театре. Я почувствовал, что он артист, который тяготел к студийной работе. Он был готов репетировать ночами, делать бесконечное количество этюдов. В этом смысле он был крайне податлив.

Меня он привлекал тем, что по своей актёрской и человеческой природе был очень возбудимым, нервным, эмоционально подвижным. Я обратил внимание на его темперамент, взрывной, порой перехлёстывающий через край. Иногда на репетиции его, как говорят, «заносило», и его нужно было даже сдерживать. Хотя в своём отношении к делу он всегда очень серьёзен, ответственен, даже, я бы сказал, въедливо ответственен. Мог спорить, докапываясь до самой сути сцены, что нередко тормозило репетицию. Был один случай, когда мы с Волчек ставили совместный спектакль. Леонтьев репетировал эпизод, где мы никак не могли договориться с ним о мизансцене, и всё это приобретало характер нервного спора. И тогда мне даже пришлось выйти на сцену, взять его в охапку и просто переставить на другое место, туда, куда было надо. И вдруг он моментально всё понял, затих и стал играть дальше.

В нашей ранней совместной работе над произведениями Достоевского ему было очень трудно, потому что первая часть спектакля – «Записки из подполья», где играли Константин Райкин и Елена Коренева, – эмоционально оказалась очень сильной. Вторая же часть – «Сон смешного человека», где играл он один, была совсем другой. Ему нужно было не то чтобы перебить, но не опустить тот эмоциональный накал, который был набран в первом отделении. В какие-то моменты он сомневался, говорил: «Не надо, выкиньте эту вторую часть!» Но даже речи об этом тогда не было, не только потому, что так задумана была композиция, но прежде всего по смыслу! Эта вторая часть должна была быть своеобразным «противовесом», где гуманистические принципы Достоевского («Любите друг друга!») проявлялись открыто. У Достоевского ведь всегда два полюса! Тем более это было непросто. Актёру после очень сильной первой части нужно было возбудить к себе зрительский интерес. А сложность ещё заключалась в том, что вторая часть была монологической. И Леонтьев, несомненно, справился с поставленной задачей. В его исполнении были замечательные, сильные моменты. Я никогда не забуду его появление с глазами, полными слёз. Казалось, это было появление какого-то пророка. Человек, ошпаренный истиной, который увидел чудо… У него дрожал подбородок. Это был подвиг какой-то! Актёрский подвиг.

С Леонтьевым очень интересно работать, потому что помимо темперамента, нервности, он ещё и умный интеллектуальный человек. Человек много читающий. У него всегда были серьёзные большие чтецкие программы по русской классике. Он – артист, воспитанный на хорошей литературе.

У меня он замечательно играл «Ретроградного чёрта» в спектакле «Современника» «Карамазовы и ад». Он поразительно точно чувствует такие роли. В этом смысле он, конечно же, артист Достоевского. По своему возбудимому аппарату, по сарказму, по остроте.

Помимо Достоевского он хорошо чувствует и любит Гоголя. Замечательно его читает. У него есть какая-то природная хитринка, лукавство, которое сквозит в гоголевском тексте. Он очень точно ловит эти перепады от лирики к юмору в речи рассказчика. Именно поэтому он оказался замечательным рассказчиком-комментатором в нашей телевизионной версии гоголевского «Шпоньки», где помимо Леонтьева, исполнявшего роль Рудого Панька, участвовали такие замечательные актёры, как Олег Табаков и Лидия Федосеева-Шукшина. Его Рудый Панько был живым и хитроумным одновременно. Он нёс истинно гоголевскую интонацию.    

Он, несомненно, гоголевский артист. Замечательно играл у меня в «Ревизоре» Бобчинского. Но одной из самых значительных его ролей стала роль Чичикова в спектакле по «Мёртвым душам» – «Нумер в гостинице города NN». Мы с ним много репетировали, делали бесчисленные этюды. И надо сказать, что он с огромным увлечением шёл на это. Мы пытались найти особое состояние такого «персонажа», как Чичиков, когда он остаётся один, наедине с самим собой. Это было необычно и очень сложно! Артист буквально «перелился» в этого персонажа, он почувствовал Чичикова изнутри: почувствовал его самолюбие, эгоизм, самоуверенность. Здесь Леонтьев нашёл удивительно точные черты. Чего, например, стоит один этюд, когда он остаётся перед зеркалом… Какая гамма чувств, ощущений, оценок! Конечно, это всё описано у Гоголя. Но одно дело «описано», а другое – всё это сыграть!

Я всегда понимал, что Леонтьев очень крупный артист. У него хорошие работы в кино. Он интересно работал с Н. Михалковым. В театре мне запомнилось, как он очень хорошо играл с Лией Ахеджаковой в спектакле Р. Виктюка «Квартира Коломбины» по пьесе Л. Петрушевской…

Острые, гротескные роли ему всегда близки. Но при этом он может быть очень трогательным. Лирическим даже. Он артист яркий, многоплановый, и потому каждая моя встреча с ним – всегда открытие чего-то нового.

Помимо всего прочего он очень хороший человек. Он трогательно заботится о своих коллегах. Поддерживает в болезнях и невзгодах. И ещё он как-то по-особенному отвечает за тех, кто ушёл из этого мира. Он заботится о сохранении памяти о них. При этом его никто не заставляет это делать. У него есть какая-то неистребимая ностальгия по этим людям, особое отношение к тому, что соединяет нас с прошлым… Он человек душевно необычайно отзывчивый. И это очень ценная черта.

В дни юбилея хочется пожелать моему другу, доброму товарищу и коллеге прежде всего здоровья и жизненных сил. И ещё – творчества! Творческой неуспокоенности, которая свойственна ему по жизни.

Валерий Фокин, народный артист России, художественный руководитель Александринского театра, Санкт-Петербург

 

Тэги: Авангард Леонтьев Валерий Фокин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Державы груз

    28.09.2022
  • «Наше всё… Ваш А.Солженицын»

    07.02.2022
  • Исповедальность как вектор творчества

    10.11.2021
  • Когда спектакль диктует чувство

    02.03.2021
  • Романс о влюблённом

    21.10.2020
  • Канон человечности

    31 голосов
  • Романс о влюблённом

    26 голосов
  • Исповедальность как вектор творчества

    9 голосов
  • Ей были подвластны даже облака

    7 голосов
  • «Наше всё… Ваш А.Солженицын»

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS