Не стало народного артиста России Юрия Авшарова
Это случилось в юбилейный день рождения А.П. Чехова, что по-своему знаменательно. Первые опыты Авшарова в режиссуре были связаны с чеховским циклом «Сказки Мельпомены». А свой 70-летний юбилей два года назад он ознаменовал исполнением чеховского «Калхаса». Да и сам он был под стать любимому автору: строгий, скромный, ироничный, трудолюбивый и ответственный. В его присутствии даже закоренелые «воротилы духовности» неожиданно ощущали странную неловкость, как если бы им вдруг доверили важное дело, а они от него под благовидным предлогом уклоняются. И они шли за ним в это дело, проклиная и радуясь одновременно, счищая с себя профессиональную накипь и ржавчину, чтобы в итоге с изумлением понять: «оскотинившийся идеалист»? (опять Чехов!) – да нет, это не про меня.
Актёр Театра сатиры, режиссёр, педагог – эти три ипостаси легко и естественно размещались в его уникальном творческом организме, запрограммированном на беспрерывный поиск. Юрий Михайлович с мягкой настойчивостью напоминал нам: творцу быть приличным человеком не только похвально, но и профессионально выгодно. Он мерил себя по какому-то незримому мерилу, которое слагалось, уточнялось и корректировалось в беспрерывном заочном общении с Сервантесом, Шекспиром, Пушкиным, Тютчевым, Достоевским, Чеховым, Платоновым, Вампиловым… А также в очном – с Валентином Непомнящим и другими выдающимися современниками, чьи прозрения опрокидывали привычные понятия о высоком и низком, идеальном и рутинном, достойном и зазорном… От себя лично сказал бы так: я бедую без моего друга. Он был привычным судьёй, советчиком, партнёром – необходимой частью духовного «двигательного аппарата». И без него, без его строгого и нежного «догляда» для многих из нас не исключены торможения и спотыкания.
, заслуженный артист России