Александр Иванов
Говорят, что актёрство – удел молодых. Действительно, грустно, когда стареющий гений, из-за денег или чтобы его не забывали, снимается в третьесортном кино в ролях, недостойных его таланта. К сожалению, такое уже не раз случалось и с Аль Пачино, и с другими. Но, к счастью, в данном случае за мастера не стыдно.
Когда-то в 80-е в советском видеопрокате появился фильм «Экзорцист», произведший впечатление шокирующей экзотики – из кинолент, которые могут быть причислены к фильмам ужасов, у нас тогда был только разве что «Вий». Потом оказалось, что ритуал изгнания бесов не ужасы, а реальность. Бывшие в Сергиевом Посаде у отца Германа на отчитке видели своими глазами, что происходит с благообразными на вид женщинами во время чтения священником молитв – какими они становятся отвратительными, грязно матерящимися, как будто реальные бесы взрывают их изнутри и рвутся наружу.
В «Ритуале» Дэвида Миделла монах-доминиканец Теофил (Аль Пачино) «отчитывает» девушку Эмму (самоотверженная работа трепетной Эбигейл Коуэн). Бесы в ней бушуют от сеанса к сеансу всё разнузданней и затягивают в свои смрадные кровавые танцы и католического священника Джозефа (Дэн Стивенс), и настоятельницу женского монастыря (Патрисия Хитон), и монахинь, у одной из которых (Эшли Грин) какие-то симпатии с настоятелем. Фильм затягивает именно тем, что это не просто отчитка, которую ведёт старый монах, – бесы изгоняются не только из одержимой Эммы, не без греха здесь все. И они как будто встают на сторону дьявола, требуют, чтобы отец Теофил прекратил «мучить» Эмму и всех. И кажется, старик не справляется, уже трещат монастырские стены и враг рода человеческого побеждает. Но Теофил не сдаётся. Потрясает бесстрашие и упёртая вера старика с крестом. Поле битвы – душа не только Эммы, но всех живущих в монастыре.
Основанное на реальных событиях действие происходит в 1928 году, но тема изгнания дьявола звучит сейчас гораздо злободневнее, чем и 1928-м, и в 1975-м, когда на экраны вышел упомянутый «Экзорцист». Тогда и представить было невозможно, что произойдёт в христианских странах в XXI веке. Сколько фильмов за прошедший век было посвящено бесам, а не изгнанию их, кстати, тот же Аль Пачино (и многие другие) играл торжествующего сатану. Сейчас, когда католическая церковь уступает за позицией позицию, действия монаха Теофила воспринимаются как нечто безнадёжно отчаянное, героическое. Он единственный, кто реально любит Эмму, потому что, несмотря на смрад, исходящий от неё, несмотря на то, что одержимая может покалечить старика, не оставляет её. И в итоге спасает.
В нём нет тех сомнений и внутренней борьбы, что привлекали в лучших ролях, сыгранных когда-то Аль Пачино, но есть борьба добра со злом, овладевшим людьми, и непоколебимая стойкость, которая вызывает восхищение.