Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 июля 2025 г.
  4. № 30 (6994) (30.07.2025)
Телеведение

Аль Пачино – экзорцист

В прокате «Ритуал» с участием 85-летнего корифея

31 июля 2025
Аль Пачино и Эбигейл Коуэн  в «Ритуале»

Александр Иванов


Говорят, что актёрство – удел молодых. Действительно, грустно, когда стареющий гений, из-за денег или чтобы его не забывали, снимается в третьесортном кино в ролях, недостойных его таланта. К сожалению, такое уже не раз случалось и с Аль Пачино, и с другими. Но, к счастью, в данном случае за мастера не стыдно.

Когда-то в 80-е в советском видеопрокате появился фильм «Экзорцист», произведший впечатление шокирующей экзотики – из кинолент, которые могут быть причислены к фильмам ужасов, у нас тогда был только разве что «Вий». Потом оказалось, что ритуал изгнания бесов не ужасы, а реальность. Бывшие в Сергиевом Посаде у отца Германа на отчитке видели своими глазами, что происходит с благообразными на вид женщинами во время чтения священником молитв – какими они становятся отвратительными, грязно матерящимися, как будто реальные бесы взрывают их изнутри и рвутся наружу.

В «Ритуале» Дэвида Миделла монах-доминиканец Теофил (Аль Пачино) «отчитывает» девушку Эмму (самоотверженная работа трепетной Эбигейл Коуэн). Бесы в ней бушуют от сеанса к сеансу всё разнузданней и затягивают в свои смрадные кровавые танцы и католического священника Джозефа (Дэн Стивенс), и настоятельницу женского монастыря (Патрисия Хитон), и монахинь, у одной из которых (Эшли Грин) какие-то симпатии с настоятелем. Фильм затягивает именно тем, что это не просто отчитка, которую ведёт старый монах, – бесы изгоняются не только из одержимой Эммы, не без греха здесь все. И они как будто встают на сторону дьявола, требуют, чтобы отец Теофил прекратил «мучить» Эмму и всех. И кажется, старик не справляется, уже трещат монастырские стены и враг рода человеческого побеждает. Но Теофил не сдаётся. Потрясает бесстрашие и упёртая вера старика с крестом. Поле битвы – душа не только Эммы, но всех живущих в монастыре.

Основанное на реальных событиях действие происходит в 1928 году, но тема изгнания дьявола звучит сейчас гораздо злободневнее, чем и 1928-м, и в 1975-м, когда на экраны вышел упомянутый «Экзорцист». Тогда и представить было невозможно, что произойдёт в христианских странах в XXI веке. Сколько фильмов за прошедший век было посвящено бесам, а не изгнанию их, кстати, тот же Аль Пачино (и многие другие) играл торжествующего сатану. Сейчас, когда католическая церковь уступает за позицией позицию, действия монаха Теофила воспринимаются как нечто безнадёжно отчаянное, героическое. Он единственный, кто реально любит Эмму, потому что, несмотря на смрад, исходящий от неё, несмотря на то, что одержимая может покалечить старика, не оставляет её. И в итоге спасает.

В нём нет тех сомнений и внутренней борьбы, что привлекали в лучших ролях, сыгранных когда-то Аль Пачино, но есть борьба добра со злом, овладевшим людьми, и непоколебимая стойкость, которая вызывает восхищение.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Обладая достоинством русского актёра

    30.07.2025
  • Куда приводит ложь

    26.07.2025
  • Господин Сухов в телешоу

    25.07.2025
  • Страсти человеческие

    24.07.2025
  • Дежавю на Арбате и в Жупе

    23.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Донбасс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS