Российская академия художеств с 10 по 21 сентября представляет выставку произведений известного графика, заслуженного художника Российской Федерации и члена-корреспондента РАХ Виктора Эммануэлевича Брагинского «Марокканский альбом».
Сорок «Листов из альбома» небольшого формата, представленные в экспозиции, созданы мастером пастели в его излюбленной технике во время путешествия по Северной Африке в 2015 году.
Марокканский цикл Виктора Брагинского – жизнь, претворённая в искусство. По сути своей это этюды, быстрая передача живого, эмоционального, непосредственного впечатления от встречи с натурой. Основные мотивы этих работ – сцены традиционной жизни Востока: торговцы, пьющие чай, отдыхающие музыканты, дети в медресе, причём пластическая манера художника в изображении людей очень разнообразна. Встречаются и памятники архитектуры, но они интересуют автора только в контексте этой своеобразной жизни. Именно в этих жанровых сюжетах Брагинский предстаёт как замечательный мастер композиции, умело распределяющий основные повествовательные акценты.
Когда современный живописец ставит своей задачей создать декоративную стилизацию и вдохновляется образами архаического или народного искусства, он стремится реабилитировать линию, контур, красочный силуэт. Во всех этих случаях главное художественное воздействие покоится на простом контрасте между фигурами и плоским фоном. Для работ Виктора Эммануэлевича характерен плоскостной, силуэтный способ изображения. При различной фокусировке, часто рисуя только контуры и делая намёки на трёхмерность, график остаётся реалистом, что отличает его от многих ориенталистов. Особенно в пастелях поражает ощущение лёгкости исполнения и самобытности авторского художественного языка, который находится вне моды и не рассчитан на сиюминутный успех.
Градации света и тени в произведениях Брагинского не только выявляют форму, но и передают ощущения жары, зноя, создают неповторимую атмосферу Марокко. Камертон каждой композиции – низкий горизонт – подчёркивает характерную природную особенность, жаркий климат региона. Для своих работ Брагинский выбирает горизонтальный формат, что обнаруживает глубокую органическую связь как с содержанием художественного произведения, с его эмоциональным тоном, так и с композицией картины; в нём одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент художника, и вкус целой эпохи.
Соб. инф.