Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 ноября 2025 г.
  4. № 47 (7011) (13.11.2025)
Литература

Александр Чистяков: «Нельзя поощрять диванный патриотизм»

28 ноября 2025
Человек, не служивший в армии, не имеет права занимать никакую должность на государственной службе, считает Александр Чистяков / ВИКТОРИЯ БАЛАШОВА

Беседу вёл Юрий Татаренко


Накануне своего 55‑летия об этом и многом другом поэт, руководитель проекта «ГИПЕРТЕКСТ», организатор Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри» рассказал корреспонденту «ЛГ».

– Наступило время, когда гражданином быть обязан и поэт, и не поэт. Каким образом развивать тему СВО в творчестве?

– Писатели – люди интеллектуального труда. При этом мы, как атланты, небо держим. И мир не скатывается в полный хаос, наверное, благодаря как раз тому, что на планете – и на Западе в том числе – пока хватает более-менее внятных людей. Это и священники традиционных религий, и прозаики, и поэты, и журналисты. Да, на Западе им не дают говорить откровенно, но, честно говоря, и у нас сейчас не самая лучшая ситуация в стране, потому что во власть и крупные СМИ пришли чиновники, а не профессиональные журналисты, не профессиональные литераторы. И вот это ура-патриотическое ханжество страшнее чернушного сатанизма!

Нельзя заставлять детей писать стихи про войну, когда они её видят по телевизору. Нельзя восхвалять войну. Пригласите сперва к детям ветерана СВО, героя-пожарного или ветеранов Афгана и чеченских кампаний… Пусть после таких встреч дети делятся впечатлениями о подвигах конкретных героев. А заставлять детей писать сочинения и стихи просто о войне – это преступление. Если вы хотите воспитать воина и гражданина, надо учить его не только собирать автомат Калашникова, но читать правильные книжки, чтобы он понимал, за что он будет брать в руки этот автомат Калашникова и на кого он будет направлять свои дроны. Именно в этом – главная задача всех людей культуры.

– А что вы сами делаете для патриотического воспитания?

– Прозаиков и поэтов, отмеченных на премии «Гипертекст», мы регулярно вывозим в Донбасс. И вот уже после того, как они пройдут по госпиталям, по палатам, раздадут подарки раненым, которые не могут на литературный концерт прийти, посмотрят этим мужикам в глаза, только тогда мы спрашиваем у ребят: что ты можешь написать?

А диванный патриотизм поощрять ни в коем случае нельзя. От него тошнит. Он приводит к тому, что молодёжь не верит в идеалы.

– Кого из поэтов-патриотов выделите особо? Дмитрия Мурзина из Кемерово?

– Да, Дима Мурзин замечательный поэт, очень хороший человек. Он ездит в Донбасс – и с нами, и участвуя в других проектах. Молодец! Вот он как раз ощущает на себе тяжесть небосвода, мирного неба, которое надо удержать, пока на передовой сражаются и молодые, и зачастую наши ровесники. Меня цепляют стихи Анны Ревякиной – там не война, там разговор о мире, о судьбе человека в родной стране, но без лозунгов и причитаний.

Яна Яжмина постоянно ездит с нами в Донбасс. Её прекрасно встречают там. Она не пишет стихов про войну. Но, пообщавшись с бойцами, она в следующие поездки привозит на «ленточку» очень искренние стихи о доме, о любви, о жизни. Она находит те самые слова, которые бойцам там очень нужны.

И Рома Сорокин. Из молодого поколения он, наверное, сейчас лучший поэт.

Очень интересные авторы – Саша Антипов, Динара Керимова, Артём Рагимов. И я рад, что мы с ними вместе занимаемся правильным делом.

Буквально в этом ноябре с нами поехали в Донбасс члены жюри «Гипертекста», питерские писатели Павел Крусанов и Сергей Носов. Они никогда не размахивали шашками и флажками с криками «я свой». А их знают и любят в Донбассе. Местные библиотекари, журналисты, добровольцы Донбасса принимали их, как родных, потому что в 2016‑м, в 2019 году, задолго до начала СВО, они приезжали в Донбасс поддержать народное движение Новороссии, и люди это помнят и ценят.

– Доводилось слышать: учить «на поэта» – безнадёжное дело. Особенно фронтовиков. А чему тогда учат в Литинституте?

– Я в Лит поступал на заочку уже взрослым человеком. Мне было 25, уже вышла первая книжка стихов. И мастер курса Владимир Иванович Фирсов мне сказал: обязательно поступай в Литинститут, потому что там не преподаватели, там стены учат. Да, элитный институт был...

Мы сейчас готовим на базе Московской писательской организации проект для поэтов-фронтовиков. Вспомним историю: с 1945‑го по 1953 год в Литинститут пришли мужики и девушки в гимнастёрках. Именно потому и появилась великая плеяда писателей-фронтовиков, многих из которых мне, слава богу, посчастливилось знать лично. Сейчас молодые ребята, пережив стрессовую ситуацию на фронте, начали писать. Искренне, талантливо и неумело. В них проснулась жажда созидательного творчества. Мы можем научить их только ремеслу. А Поэзия с большой буквы, конечно, рождается в душе.

– И чему вы, не нюхавшие пороха, сможете их научить?

– Профессии, ремесленным навыкам, ответственному отношению к Слову и музыке текста. Конечно, эти ребята, опалённые войной, прекрасно знают, что сказать. Мы можем их научить, как сказать – красиво, грамотно, профессионально. Пусть не все станут большими поэтами и прозаиками, но, научившись высказывать свои переживания в тексте, они пройдут курс психологической реабилитации, арт-терапии. Мы подберём им лучших мастеров, взрослых, понимающих, мудрых.

– А каким был ваш мастер Фирсов? Он ругал? Сильно? Часто?

– Фирсов был уникальный. Он устраивал обсуждения. На семинарах мы собирались у него в кабинете в редакции «Молодой гвардии», приносили с собой всякие напитки. Это были дружеские посиделки. Где мы часто спорили, ругались, девчонки бросались чашками в мальчишек, грозили выдрать волосы или выбить ядовитый зуб. А Владимир Иванович Фирсов сидел и слушал. А в конце семинара он говорил: знаешь, вот в этом стихотворении, если ты тут слова местами поменяешь, у тебя будет лучше. Иногда этого хватало для того, чтобы человек понял очень многое и начал писать лучше. Честно признаюсь, мы с Максом Замшевым были у Фирсова любимчиками, на первом курсе я писал лучше, чем Замшев. А на втором курсе он начал писать так гениально, что я уже никогда до его планки не дотянусь.

– А что случилось?

– А вот как-то мастер так на него повлиял! Максим обрёл какое-то новое дыхание – и стал лучшим поэтом нашего поколения. И я это признаю.

– Прошлой осенью я был на лекции одного профессора. Запомнилась интересная фраза: в 2027 году ИИ всех победит, а товарищи писатели могут начинать учиться курить бамбук – творчеством будут успешно заниматься роботы!

– Бред сивой кобылы. Да, искусственный интеллект уже сейчас делает хорошие иллюстрации и неплохие музыкальные клипы. Но в основе книги или песни всё равно лежат текст, идея, воплощённая в метафорах. И надо быть очень искусным писателем, чтобы написать качественное задание для искусственного интеллекта. На сегодняшний день полно бездарной, бестолковой литературы, графомании, созданной в том числе и с помощью искусственного интеллекта. Если компьютерной программе задачу поставит гений, а потом гений ещё и отредактирует стремительно созданный текст, то это всё равно будет человеческое гениальное произведение!

– В феврале было историческое событие: поменялось руководство СПР. Вы заметили перемены в писательской деятельности?

– Сама идея объединения главных писательских союзов назревала давно. Никто никак не мог за неё взяться. И вот появился Мединский – влиятельный человек. 

– Но понимает ли он писателей?

– Думаю, да. Поскольку он сам пишет. Он автор хороших учебников истории. Но дело в том, что в данном историческом моменте Мединский не обязан понимать всех писателей. Он обязан восстановить Союз писателей России в его функциях, которые закладывались в 30‑е годы прошлого века. Он обязан вернуть писательскую собственность или создать новую. Верю, у него многое получится.

А ещё я надеюсь, что сейчас фронтовики вернутся в школы, и всерьёз начнутся уроки начальной военной подготовки. Потому что сейчас в школах в преподавателей ОБЖ переквалифицировали трудовиков и физруков, которые в армии не служили. Считаю, что только человек, переживший в жизни какие-то экстремальные ситуации, может научить ребёнка 15–17 лет правильно оценивать критические моменты и правильно себя вести в стрессовой ситуации.

Я сторонник того, что должна вернуться всеобщая воинская повинность. В нашем государстве человек, не служивший в армии, не имеет права занимать никакую должность на государственной службе.

«ЛГ» поздравляет Александра Чистякова с юбилеем! Смелых идей, подлинной дружбы, неиссякаемого вдохновения!

Обсудить в группе Telegram

Юрий Татаренко

Родился в 1973 году в Новосибирске. Член Союза ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Игорь Золотусский: без пяти 100!

    28.11.2025
  • Последний год Константина Симонова

    28.11.2025
  • Васильич Блаженный

    27.11.2025
  • На дороге чести и любви

    27.11.2025
  • Древние горы и молодые ветра

    27.11.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS