Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2013 г.

Александр ЛАПИН: «Самое болезненное последствие перестройки»

06 марта 2013

Роман-эпопея – немыслимый сегодня жанр. Но именно к нему обратился для создания летописи поколения писатель и журналист Александр Лапин. Его книга «Русский крест» рассказывает о тех, для кого перестройка стала поворотным моментом. На примере четырёх друзей, типичных представителей своего времени, Лапин прослеживает, что происходило во внутреннем мире героев и как менялась жизнь вокруг них. Роман начинается с детства героев. Первая часть пенталогии, «Утерянный рай», выходит уже в марте.


– Александр Алексеевич, почему до вас мало кто из литераторов даже не попытался проанализировать смену эпох? Ведь этот перелом отразился и сформировал каждого из нас.
– Дело не в писателях. Может быть, кто-то уже написал книгу, которая потрясёт своей глубиной и красотами... Но, поверьте, она ещё долго будет лежать в столе, если и вовсе не сгинет. Сегодня литературу делают не писатели, а торговцы. Что продаётся, то уважаемые литераторы и пишут.
Во-вторых, сейчас общепринят маленький формат. И объём определяет, сколько там героев и всего остального. На большую книгу потратишь уйму сил. А для издателей она не ходовой товар. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство – не основная деятельность. Я не живу от написания книг. Поэтому могу себе позволить спокойно и обстоятельно обо всём поразмыслить.

– Лейтмотивом «Русского креста» является рождение русского человека, хотя рассказываете вы и про представителей других национальностей. По русским сильнее всего ударило?
– Да, по русским ударило сильнее. Поэтому дольше восстанавливаемся. Хотя если бы не возродились другие народы, может, русское сознание и не продвинулось. Препятствия движут нас вперёд. Не было бы неконтролируемой миграции – может, сидели бы мы по-прежнему в полудрёме в своих городах и деревнях. А тут вдруг, оказывается, рядом поселился кто-то и начал наводить свои порядки. Только в соприкосновении с другими происходит и твоё развитие.
Рождение русского человека – действительно главная тема. Как из советского получился русский. Жили мы все, советские люди, и забыли, какие обычаи у нас были. И вдруг начался процесс возвращения к корням. Причём начался не с русских – другие народы раньше стали возрождаться. Поэтому, как рассказать о рождении русского, если не видел, как другие поднялись. Кстати, в отличие от них русский народ ещё не до конца выполнил свою задачу: создание национального государства, полная самоидентификация... Много чего предстоит сделать в силу исторической миссии.

– А чего русским не хватает, чтобы перестать быть советскими, если для пережившего перестройку поколения это вообще возможно?
– Русский человек, насколько могу судить из глубинки (живу в Воронеже), до конца ещё не сформировался. Но этот процесс активно идёт. Россия возрождается на давно известной триаде: самодержавие, православие, народность. Православие возвращается в нашу жизнь, но оно зачастую пока поверхностное. Наш человек восприимчив, и кроме почитания своих святых, знания молитв много в нём всевозможных предрассудков и откровенного бреда. Кстати, в моём романе один из героев в своих духовных поисках так и не придёт к традиционной религии, а создаст своё учение, основанное на вере в духов и леших, Перуна и других языческих богов. Как народ и Церковь должны поворачиваться друг к другу? Но это отдельный разговор.

– А что же с народностью?
– Её мы тоже ещё не достигли. Народность включает и долю здорового национализма. А у нас и сегодня есть люди, для которых догма – советские идеалы интернационализма. С другой стороны – сторонники либеральных идей, подрывающих нашу национальную основу. Кстати, сам я вовсе не противник либерализма как возможности развития. Если бы не было либералов, подбрасывающих дрова в топку общественной дискуссии, то у нас возобладал бы тотальный консерватизм... Любая система без достаточной сбалансированности может достичь абсурда, превратиться в собственную противоположность. Поэтому все течения должны сосуществовать.

– Что вы считаете самым болезненным последствием перестройки и радикальных реформ, с которым мы до сих пор не справились?
– Раздрай в народной душе. Кто-то с ностальгией оглядывается назад, кто-то стремится вперёд. Одни смотрят на Запад, другие – на Восток. Нет единого понимания своей истории, собственных корней.
Деревянная Россия, в отличие от каменной Европы, горела с утра до вечера. И снова отстраивалась. Да, была у нас промышленность. Потом устарела, реформаторы её добили. Можно построить новую! Но когда люди только и делают, что сокрушаются о былом, что тут можно создать? Есть и те, кто стиснул зубы и начал работать с нуля, повёл за собой других и чего-то добился. Но многие разруху в собственном сознании, к сожалению, так и не преодолели.

Беседовала Анастасия ЧИБИСОВА

"ЛГ"-ДОСЬЕ. Александр Лапин – писатель, журналист, бизнесмен. Начинал свой трудовой путь в Казахстане, затем работал в «Комсомольской правде», где прошёл путь от корреспондента до одного из руководителей издания. В 2000 году уехал в Воронеж, где практически с нуля создал свой собственный издательский бизнес. Автор ряда книг, некоторые были изданы за рубежом. Наиболее масштабный роман – «Русский крест», состоящий, по замыслу автора, из пяти книг.

Обсудить в группе Telegram

Анастасия Чибисова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS