«Мужики!» – так, по-простому, впервые обратился к многомиллионному зрителю великого СССР будущий народный артист России, кавалер ордена «За Заслуги перед Отечеством» IV степени Александр Яковлевич Михайлов как внезапный отец троих детей, работающий на суровом Севере и не теряющий самообладания даже в самых сложных ситуациях. Обратился с большого экрана за сочувствием, откликом, поддержкой – и в ответ получил многолетнюю любовь соотечественников. В следующий раз он оказался «пиратом» из женского общежития, чем вызвал у одних «мужиков» жалость, а у других – зависть… После двух этих картин артист стал по-настоящему знаменитым: всем сразу захотелось узнать, откуда ж он такой – обаятельный, добрый, положительный, талантливый! – взялся?..
Голодное послевоенное детство его прошло в степях Читинской области, где в сырой землянке мать Степанида Наумовна старалась воспитать сына хорошим человеком, прививая любовь к прекрасному – под балалайку пела ему народные песни и частушки. А мальчик мечтал о Тихом океане. Тогда семья переехала во Владивосток, где Александр выучился на слесаря и работал на рыболовецких судах и дизель-электроходах: два года ходил по Охотскому, Берингову, Японскому морям, был на Аляске, в Бристольском заливе (недаром же «пират»!)... Но как выпускник ремесленного училища, моряк Тихоокеанского флота, электромеханик на заводе и швейной фабрике в результате стал актёром? Антон Павлович Чехов с пьесой «Иванов», показанной дипломниками Дальневосточного института искусств, круто изменил жизнь Александра Михайлова – он поверил в себя, окончил тот же институт в 1969-м и дебютировал ролью Раскольникова на сцене Приморского краевого драматического театра им. Горького. Через год перешёл в Саратовский академический театр драмы, а через 10 лет перебрался в Москву: первыми ролями на сцене Театра им. Ермоловой были Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване». А затем публика стала ходить на Александра Михайлова в легендарный Малый театр.
После нескольких киноролей состоялся тот самый прорыв – роль Павла Зубова в картине И. Бабич «Мужики!..» (1981). Михайлов был удостоен премии Ленинского комсомола «за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство», признан лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» (1982) и получил Госпремию РСФСР им. братьев Васильевых (1983). В 1980е он сыграл ещё в 17 фильмах: «Бешеные деньги» и «Победа» Е. Матвеева, «Фронт в тылу врага» И. Гостева, «Карнавал» Т. Лиозновой, «Мы веселы, счастливы, талантливы» А. Сурина, «Одиноким предоставляется общежитие» С. Самсонова, «Змеелов» В. Дербенёва, «Очарованный странник» И. Поплавской по роману Н.С. Лескова и, конечно, неподражаемый Вася Кузякин в одной из самых любимых в народе комедий «Любовь и голуби» В. Меньшова…
Начинал актёр с дерзких, залихватских, бесстрашных героев, сейчас он лиричен, негромок, углублён в размышления о душе, и русскость для него – высшее предназначение. С концертами русских романсов, песен времён Гражданской войны и казачьим фольклором Михайлов гастролирует по стране: «Любовь к песне, как, наверное, у многих сибиряков, с детства: ещё отец учил меня петь казачьи песни, – рассказывал он как-то в интервью. – Выступаю там, где людям не очень хорошо – тюрьмы, детские дома, бывал с концертами в Чечне. Когда-то мой дед сказал: «Люби Родину больше, чем свою жизнь. Сердце отдай людям. Душу – Господу Богу. А честь оставь себе». С годами я понял, что только так и нужно жить».
«ЛГ» и её читатели сердечно поздравляют Александра Михайлова с 70-летием!