Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 сентября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Культура

«Музыка сейчас во мне звучит по-другому»

Дирижёр Александр Сладковский на месте не стоит

26 сентября 2024

Госоркестр Республики Татарстан и его руководитель Александр Сладковский отметили день рождения Шостаковича концертом в Московской филармонии. Выступления музыкантов из Казани уже стали привычной частью столичной жизни: ведь уровень оркестра давно конкурентен с любым московским или петербургским коллективом, а до музыкантского масштаба Александра Сладковского немногим нынешним действующим маэстро удастся дотянуться. У кого еще в репертуаре и в дискографии все симфонии Бетховена, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, все инструментальные концерты Шостаковича, Прокофьева. Только с Денисом Мацуевым дирижер переиграл около сорока фортепианных концертов! Исполнены им и многие партитуры современных композиторов: Родиона Щедрина, Гии Канчели, Александра Чайковского, Алексея Рыбникова…

Для Концертного зала имени Чайковского дирижер выбрал Восьмую симфонию и Второй виолончельный концерт, где солировал уникальный российский артист Александр Князев, выступающий не только как виолончелист, но и как органист и пианист. Почему именно эти сочинения Шостаковича и каковы планы на текущий сезон у ГАСО РТ Александр Сладковский рассказал в эксклюзивном интервью для Литературной газеты.

– Александр Витальевич, вы взяли нелегкие для публики произведения нашего классика. Не боялись отпугнуть слушателей?

– Мы сыграли эту программу вначале в Казани, с огромным успехом. Я не ожидал такого приема, ведь Восьмая симфония – действительно не самая простая для восприятия музыка, тем более для неизощрённой публики. Но слушатели старались воспринять смысл и идеи Шостаковича, и, конечно, с восторгом реагировала на наш бис – Второй вальс из Джазовой сюиты.

– Почему вы выбрали именно Восьмую симфонию? Ведь в вашем репертуаре все 15 симфоний?

– Мне интересно строить программы из сочинений, которые мы нечасто играем. Да, мы с ГАСО РТ Восьмую записали, но в концертах очень давно к ней не обращались, и пройдя пандемию, переживая все, что происходит, у меня лично отношение к этой музыке сильно трансформировалось, возникло новое ощущение глубины этой симфонии. Кроме того, это в принципе серьезный шаг – есть несколько партитур, которые традиционно определяют статус дирижера. Это Восьмая Малера, например, и вот Восьмая Шостаковича. Но мне кажется, я нашел ключ к этим сочинениям, мне есть, что сказать в них. И я благодарен генеральному директору Московской филармонии Алексею Шалашову – он сразу же согласился на мое предложение поставить в афишу именно Восьмую Шостаковича.

И Виолончельный концерт, и эта симфония по степени трагизма и глубины они очень похожи, зеркальны, на мой взгляд. Поэтому мне показалось, что это хорошая комбинация, и потом мы давно не выступали с Александром Князевым, который тоже был очень рад такому поводу возобновить наше давнее творческое сотрудничество.

– Вспомнила, что это не первый ваш концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича. Можно даже сказать, что сложился своего рода ритуал.

– Да, действительно, причем мы чествуем его в Московской филармонии и открываем Шостаковичем свой персональный абонемент. Это почетно и добавляет вдохновения.

– Вы активно гастролируете по России, в прошлом году Госоркестр Татарстана с вами и с Денисом Мацуевым также выезжал в Китай. Какие планы на грядущий сезон?

– Сейчас обсуждаем ряд интересных зарубежных концертов, но пока нет контрактов на руках, не буду анонсировать. Делаю всё, что могу, ведь для оркестра каждая поездка – большой творческий стимул. Мы в начале сентября ездили в Иркутск, на фестиваль «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева. Пока точно знаю, что в Москве мы проводим наш абонемент в КЗЧ и еще две программы исполним в Зарядье; выступим в Петербургской филармонии.

– Вы не упомянули южное направление. Ведь у вас сложилась хорошая дружба с Сириусом.

– Отношения с художественным руководителем концертной программы в Сириуса Хансом-Йоахимом Фрайем сложились давно, когда мы гастролировали в 2016 году в Австрии – выступали в Музикферайне в Вене и в Концертхаусе в Линце –тогда его как раз возглавлял Ханс. Там мы познакомились, а позднее, когда он пришел в Сириус, то любезно предложил мне выступить с Госоркестром Татарстана. Теперь мы приезжаем дважды в год: на летний фестиваль, где играем на открытой площадке, и зимой, на основную сцену. Нас там очень хорошо принимают, каждый концерт проходит «на ура». Планируем в нынешнем декабре показать праздничную программу только из сочинений Бернстайна: Серенаду для скрипки с оркестром, увертюру к «Кандиду», дивертисмент из «Вестсайдской истории» – традиционные хиты. Кстати, перед этим мы сыграем Шёнберга и Рихарда Штрауса, а потом – вот такую легкую программу.

– В конце сезона вы успешно дебютировали с оркестром musicAeterna по приглашению Теодора Курентзиса. Продолжение следует?

– Да, я счастлив, что в будущем феврале вновь встречусь с этим замечательными музыкантами. Мы очень тепло общались в мае, мне было приятно, что все сложилось так красиво.

– Это тем ценнее, что к musicAeterna крайне редко допускаются «чужие» дирижеры.

– Со стороны виднее. Но, безусловно, я горжусь этим фактом: мы много лет знакомы с Теодором, и я тронут его отношением и оркестра, дорожу этим.

– Что с вашими планами записывать всего Малера?

– Готовимся. Под занавес сезона собираемся записать его «хоровые симфонии»: Восьмую («симфонию тысячи участников») и Третью. Ведем переговоры с солистами, приедут «Мастера хорового пения» Льва Конторовича.

– В ваших программах увидела и Четвертую симфонию Брукнера. Отмечаете его 200-летие?

– Буду ее исполнять с Российским национальным симфоническим молодежным оркестром, и должен признаться, что реально начинаю углубляться в мир симфоний Брукнера. Это ведь малоизвестная территория в России, но музыка стоит того, чтобы ее по-новому услышала публика. Думаю, это будет после Малера моя следующая страсть.

– Здорово, что столько идей, что вы не стоите на месте – ведь известны примеры, когда артисты годами играют одно и то же...

– Вы правы, для меня это крайне важно. И когда ты сам развиваешься, то автоматически за тобой развивается и оркестр, который является неотъемлемой частью моего существа.

– Мы говорим сугубо о творческих событиях, но у артиста, безусловно, есть и обычные будни, как у любого из нас. Что вас занимает помимо музыки?

– Моя семья, мой ребенок, мой сынок, которому полтора года. Это самое главное произведение в моей жизни, он дает мне стимул быть здоровым, сильным, творить. Музыка сейчас во мне звучит по-другому, и я многое воспринимаю через призму нового мироощущения, которое он мне подарил.


Обсудить в группе Telegram

Евгения Кривицкая

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, про... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • Из Костромы через Алжир до Дубая

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Федор Безносиков: «Для меня театр оказался порталом в другое измерение»

    19.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS