Госоркестр Республики Татарстан и его руководитель Александр Сладковский отметили день рождения Шостаковича концертом в Московской филармонии. Выступления музыкантов из Казани уже стали привычной частью столичной жизни: ведь уровень оркестра давно конкурентен с любым московским или петербургским коллективом, а до музыкантского масштаба Александра Сладковского немногим нынешним действующим маэстро удастся дотянуться. У кого еще в репертуаре и в дискографии все симфонии Бетховена, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, все инструментальные концерты Шостаковича, Прокофьева. Только с Денисом Мацуевым дирижер переиграл около сорока фортепианных концертов! Исполнены им и многие партитуры современных композиторов: Родиона Щедрина, Гии Канчели, Александра Чайковского, Алексея Рыбникова…
Для Концертного зала имени Чайковского дирижер выбрал Восьмую симфонию и Второй виолончельный концерт, где солировал уникальный российский артист Александр Князев, выступающий не только как виолончелист, но и как органист и пианист. Почему именно эти сочинения Шостаковича и каковы планы на текущий сезон у ГАСО РТ Александр Сладковский рассказал в эксклюзивном интервью для Литературной газеты.
– Александр Витальевич, вы взяли нелегкие для публики произведения нашего классика. Не боялись отпугнуть слушателей?
– Мы сыграли эту программу вначале в Казани, с огромным успехом. Я не ожидал такого приема, ведь Восьмая симфония – действительно не самая простая для восприятия музыка, тем более для неизощрённой публики. Но слушатели старались воспринять смысл и идеи Шостаковича, и, конечно, с восторгом реагировала на наш бис – Второй вальс из Джазовой сюиты.
– Почему вы выбрали именно Восьмую симфонию? Ведь в вашем репертуаре все 15 симфоний?
– Мне интересно строить программы из сочинений, которые мы нечасто играем. Да, мы с ГАСО РТ Восьмую записали, но в концертах очень давно к ней не обращались, и пройдя пандемию, переживая все, что происходит, у меня лично отношение к этой музыке сильно трансформировалось, возникло новое ощущение глубины этой симфонии. Кроме того, это в принципе серьезный шаг – есть несколько партитур, которые традиционно определяют статус дирижера. Это Восьмая Малера, например, и вот Восьмая Шостаковича. Но мне кажется, я нашел ключ к этим сочинениям, мне есть, что сказать в них. И я благодарен генеральному директору Московской филармонии Алексею Шалашову – он сразу же согласился на мое предложение поставить в афишу именно Восьмую Шостаковича.
И Виолончельный концерт, и эта симфония по степени трагизма и глубины они очень похожи, зеркальны, на мой взгляд. Поэтому мне показалось, что это хорошая комбинация, и потом мы давно не выступали с Александром Князевым, который тоже был очень рад такому поводу возобновить наше давнее творческое сотрудничество.
– Вспомнила, что это не первый ваш концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича. Можно даже сказать, что сложился своего рода ритуал.
– Да, действительно, причем мы чествуем его в Московской филармонии и открываем Шостаковичем свой персональный абонемент. Это почетно и добавляет вдохновения.
– Вы активно гастролируете по России, в прошлом году Госоркестр Татарстана с вами и с Денисом Мацуевым также выезжал в Китай. Какие планы на грядущий сезон?
– Сейчас обсуждаем ряд интересных зарубежных концертов, но пока нет контрактов на руках, не буду анонсировать. Делаю всё, что могу, ведь для оркестра каждая поездка – большой творческий стимул. Мы в начале сентября ездили в Иркутск, на фестиваль «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева. Пока точно знаю, что в Москве мы проводим наш абонемент в КЗЧ и еще две программы исполним в Зарядье; выступим в Петербургской филармонии.
– Вы не упомянули южное направление. Ведь у вас сложилась хорошая дружба с Сириусом.
– Отношения с художественным руководителем концертной программы в Сириуса Хансом-Йоахимом Фрайем сложились давно, когда мы гастролировали в 2016 году в Австрии – выступали в Музикферайне в Вене и в Концертхаусе в Линце –тогда его как раз возглавлял Ханс. Там мы познакомились, а позднее, когда он пришел в Сириус, то любезно предложил мне выступить с Госоркестром Татарстана. Теперь мы приезжаем дважды в год: на летний фестиваль, где играем на открытой площадке, и зимой, на основную сцену. Нас там очень хорошо принимают, каждый концерт проходит «на ура». Планируем в нынешнем декабре показать праздничную программу только из сочинений Бернстайна: Серенаду для скрипки с оркестром, увертюру к «Кандиду», дивертисмент из «Вестсайдской истории» – традиционные хиты. Кстати, перед этим мы сыграем Шёнберга и Рихарда Штрауса, а потом – вот такую легкую программу.
– В конце сезона вы успешно дебютировали с оркестром musicAeterna по приглашению Теодора Курентзиса. Продолжение следует?
– Да, я счастлив, что в будущем феврале вновь встречусь с этим замечательными музыкантами. Мы очень тепло общались в мае, мне было приятно, что все сложилось так красиво.
– Это тем ценнее, что к musicAeterna крайне редко допускаются «чужие» дирижеры.
– Со стороны виднее. Но, безусловно, я горжусь этим фактом: мы много лет знакомы с Теодором, и я тронут его отношением и оркестра, дорожу этим.
– Что с вашими планами записывать всего Малера?
– Готовимся. Под занавес сезона собираемся записать его «хоровые симфонии»: Восьмую («симфонию тысячи участников») и Третью. Ведем переговоры с солистами, приедут «Мастера хорового пения» Льва Конторовича.
– В ваших программах увидела и Четвертую симфонию Брукнера. Отмечаете его 200-летие?
– Буду ее исполнять с Российским национальным симфоническим молодежным оркестром, и должен признаться, что реально начинаю углубляться в мир симфоний Брукнера. Это ведь малоизвестная территория в России, но музыка стоит того, чтобы ее по-новому услышала публика. Думаю, это будет после Малера моя следующая страсть.
– Здорово, что столько идей, что вы не стоите на месте – ведь известны примеры, когда артисты годами играют одно и то же...
– Вы правы, для меня это крайне важно. И когда ты сам развиваешься, то автоматически за тобой развивается и оркестр, который является неотъемлемой частью моего существа.
– Мы говорим сугубо о творческих событиях, но у артиста, безусловно, есть и обычные будни, как у любого из нас. Что вас занимает помимо музыки?
– Моя семья, мой ребенок, мой сынок, которому полтора года. Это самое главное произведение в моей жизни, он дает мне стимул быть здоровым, сильным, творить. Музыка сейчас во мне звучит по-другому, и я многое воспринимаю через призму нового мироощущения, которое он мне подарил.