Гастроли Молодёжного белорусско-российского симфонического оркестра в Италии этим летом стали вторым выездом коллектива за границу. В прошлом году оркестранты побывали в Германии. Мы попросили художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, заслуженного деятеля искусств России Александра ЯКУПОВА рассказать о маршрутах Камерного оркестра.
– Александр Николаевич, чему обязан Камерный оркестр своим возникновением? Не гастролям ли в Италии? И где состоялось его представление?
– Видите ли, большие оркестры довольно часто создают камерные составы. Бывают ситуации, когда весь коллектив не в состоянии где-то поместиться. Например, когда мы играли в Риме, там было около 200 человек приглашённых, и если бы приехал весь оркестр, где бы тогда расположились гости? Кроме того, для камерных оркестров написано много замечательной музыки, вот мы и подготовили вечер серенад. В программе «Серенады для струнных» Петра Ильича Чайковского и англичанина Эдварда Элгара, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Пассакалья» Генделя. Ну и, наконец, есть любители камерной музыки, люди особого психологического состояния, которые любят слушать нечто изящное, потому что в камерном оркестре всегда предполагается детальная работа над штрихами, нюансами, темпами. И градус этой утончённости по сравнению с большим оркестром должен быть более высоким. Попробуйте сыграть Моцарта большим составом, мне кажется, он звучит гораздо интереснее в камерном. Вот поэтому для гастролей в Италии мы подготовили программу для камерного состава, в котором играли 14 человек.
Концерт в честь Дня независимости Беларуси состоялся в потрясающем старинном замке на окраине Рима, в зале с прекрасной акустикой. Поддержать нас прилетел Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. И нам было важно показать, что музыканты готовы вместе с Комитетом Союзного государства участвовать в таких торжественных мероприятиях и показать дипкорпусу Европы, да, собственно, всему миру цивилизованное лицо белорусской и российской молодёжи. Начали мы с Гимна Беларуси. Надо сказать, выступление ребят впечатлило гостей, по сути, мы показали европейцам музыку европейского звучания. К П.П. Бородину подходили несколько человек и говорили: «Такой состав надо везти в Америку!» Павел Павлович возмутился: «Почему же в Америку?! Конечно, и в Америку тоже, но вначале мы покажем наши коллективы у себя на Родине и в Европе. Вот Рим уже слушал нас, и в Германии в прошлом году мы были…» Конечно, играть было невероятно ответственно, но когда П.П. Бородин прослушал этот состав, он сказал, что в Союзном государстве гордятся молодыми музыкантами и средства на гастроли в будущем году обязательно будут найдены.
– Чем вам запомнилась поездка в Казале Монферрато, на фестиваль «Гармония»?
– Концерт состоялся в одном из замков, высоко в горах. Когда нас везли, я думал: «Господи, кто придёт в такую даль?!» В России залы всегда строятся в центре городов, чтобы со всех сторон было удобно добраться. Оказывается, для итальянцев это не проблема. В девять часов вечера мы увидели битком набитый зал, причём аристократы съехались со всей земли Казале Монферрато. Был настоящий аншлаг. Нам рассказали, что маркиза, владелица замка и плантаций винограда вокруг него, известный винодел, живёт в Женеве и лишь дважды в году устраивает такие приёмы. И, конечно, концерт был успешным. Когда мы сыграли «Серенаду для струнных» Чайковского, по сути, симфонию в четырёх частях, они аплодировали стоя. В этом же отделении сыграли «Серенаду» Элгара, а во втором – Моцарта и Генделя.
Мы получили от маркизы приглашение приехать сюда на будущий год.
– Если бы вас попросили подвести итоги гастролей в Италии, что бы сказали?
– Гастроли были более масштабные, чем предыдущие, пять концертов в Перудже, Монтекатини Терме, Флоренции, Риме и Казале Монферрато. Сложно устроены по географии, нам приходилось много передвигаться, но они были очень хорошо организованы Международным культурным центром. Ребята показали удивительную слаженность в действиях. И программ было больше – две в основном составе и ещё одна – в камерном. Группа струнных была, пожалуй, наиболее сильной. Сегодня все оркестры мира страдают от того, что у них слабые струнные, это очень тяжёлый инструмент, и процесс формирования профессионализма трудоёмкий. И только благодаря тому, что в московской и минской школах при консерватории струнные отделы работают на высочайшем уровне, мы имеем такой результат. Вы же слышали, как ребята чисто играют, на высоком европейском уровне. Ничего подобного нет в большинстве стран мира.
– Становятся ли ваши зарубежные гастроли традиционно ежегодными?
– Во-первых, мы намерены давать концерты в России и Беларуси. В прошлом году играли в Минске, Бресте, Москве. В Иванове сыграли концерт из произведений Карена Хачатуряна. Но вопрос, где надо больше играть, в России и Беларуси или за рубежом, действительно стоит на повестке дня. И, мне кажется, надо помнить, что выезд за рубеж такого коллектива, по сути, шок для европейцев, потому что, когда они видят одарённую молодёжь из России и Беларуси, они не могут поверить. И в этом смысле гастроли за рубежом неоценимы. Считаю, оркестрантов надо как можно чаще вывозить за рубеж, где люди будут восторгаться ими и говорить: «Слушайте, эти ребята не просто знают европейскую культуру, они владеют ею лучше, чем европейцы». Я ведь дирижирую будущими звёздами мировых оркестров. А пока, судя по итальянской прессе, гастроли показали колоссальный интерес публики к русской и белорусской музыке, которую мы в основном и играли.
Беседу вела