Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Александр Якупов: Дирижирую будущими звёздами

01 января 2007

СОЮЗНЫЕ ПРОЕКТЫ

Гастроли Молодёжного белорусско-российского симфонического оркестра в Италии этим летом стали вторым выездом коллектива за границу. В прошлом году оркестранты побывали в Германии. Мы попросили художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, заслуженного деятеля искусств России Александра ЯКУПОВА рассказать о маршрутах Камерного оркестра.

– Александр Николаевич, чему обязан Камерный оркестр своим возникновением? Не гастролям ли в Италии? И где состоялось его представление?

– Видите ли, большие оркестры довольно часто создают камерные составы. Бывают ситуации, когда весь коллектив не в состоянии где-то поместиться. Например, когда мы играли в Риме, там было около 200 человек приглашённых, и если бы приехал весь оркестр, где бы тогда расположились гости? Кроме того, для камерных оркестров написано много замечательной музыки, вот мы и подготовили вечер серенад. В программе «Серенады для струнных» Петра Ильича Чайковского и англичанина Эдварда Элгара, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Пассакалья» Генделя. Ну и, наконец, есть любители камерной музыки, люди особого психологического состояния, которые любят слушать нечто изящное, потому что в камерном оркестре всегда предполагается детальная работа над штрихами, нюансами, темпами. И градус этой утончённости по сравнению с большим оркестром должен быть более высоким. Попробуйте сыграть Моцарта большим составом, мне кажется, он звучит гораздо интереснее в камерном. Вот поэтому для гастролей в Италии мы подготовили программу для камерного состава, в котором играли 14 человек.

Концерт в честь Дня независимости Беларуси состоялся в потрясающем старинном замке на окраине Рима, в зале с прекрасной акустикой. Поддержать нас прилетел Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. И нам было важно показать, что музыканты готовы вместе с Комитетом Союзного государства участвовать в таких торжественных мероприятиях и показать дипкорпусу Европы, да, собственно, всему миру цивилизованное лицо белорусской и российской молодёжи. Начали мы с Гимна Беларуси. Надо сказать, выступление ребят впечатлило гостей, по сути, мы показали европейцам музыку европейского звучания. К П.П. Бородину подходили несколько человек и говорили: «Такой состав надо везти в Америку!» Павел Павлович возмутился: «Почему же в Америку?! Конечно, и в Америку тоже, но вначале мы покажем наши коллективы у себя на Родине и в Европе. Вот Рим уже слушал нас, и в Германии в прошлом году мы были…» Конечно, играть было невероятно ответственно, но когда П.П. Бородин прослушал этот состав, он сказал, что в Союзном государстве гордятся молодыми музыкантами и средства на гастроли в будущем году обязательно будут найдены.

– Чем вам запомнилась поездка в Казале Монферрато, на фестиваль «Гармония»?

– Концерт состоялся в одном из замков, высоко в горах. Когда нас везли, я думал: «Господи, кто придёт в такую даль?!» В России залы всегда строятся в центре городов, чтобы со всех сторон было удобно добраться. Оказывается, для итальянцев это не проблема. В девять часов вечера мы увидели битком набитый зал, причём аристократы съехались со всей земли Казале Монферрато. Был настоящий аншлаг. Нам рассказали, что маркиза, владелица замка и плантаций винограда вокруг него, известный винодел, живёт в Женеве и лишь дважды в году устраивает такие приёмы. И, конечно, концерт был успешным. Когда мы сыграли «Серенаду для струнных» Чайковского, по сути, симфонию в четырёх частях, они аплодировали стоя. В этом же отделении сыграли «Серенаду» Элгара, а во втором – Моцарта и Генделя.

Мы получили от маркизы приглашение приехать сюда на будущий год.

– Если бы вас попросили подвести итоги гастролей в Италии, что бы сказали?

– Гастроли были более масштабные, чем предыдущие, пять концертов в Перудже, Монтекатини Терме, Флоренции, Риме и Казале Монферрато. Сложно устроены по географии, нам приходилось много передвигаться, но они были очень хорошо организованы Международным культурным центром. Ребята показали удивительную слаженность в действиях. И программ было больше – две в основном составе и ещё одна – в камерном. Группа струнных была, пожалуй, наиболее сильной. Сегодня все оркестры мира страдают от того, что у них слабые струнные, это очень тяжёлый инструмент, и процесс формирования профессионализма трудоёмкий. И только благодаря тому, что в московской и минской школах при консерватории струнные отделы работают на высочайшем уровне, мы имеем такой результат. Вы же слышали, как ребята чисто играют, на высоком европейском уровне. Ничего подобного нет в большинстве стран мира.

– Становятся ли ваши зарубежные гастроли традиционно ежегодными?

– Во-первых, мы намерены давать концерты в России и Беларуси. В прошлом году играли в Минске, Бресте, Москве. В Иванове сыграли концерт из произведений Карена Хачатуряна. Но вопрос, где надо больше играть, в России и Беларуси или за рубежом, действительно стоит на повестке дня. И, мне кажется, надо помнить, что выезд за рубеж такого коллектива, по сути, шок для европейцев, потому что, когда они видят одарённую молодёжь из России и Беларуси, они не могут поверить. И в этом смысле гастроли за рубежом неоценимы. Считаю, оркестрантов надо как можно чаще вывозить за рубеж, где люди будут восторгаться ими и говорить: «Слушайте, эти ребята не просто знают европейскую культуру, они владеют ею лучше, чем европейцы». Я ведь дирижирую будущими звёздами мировых оркестров. А пока, судя по итальянской прессе, гастроли показали колоссальный интерес публики к русской и белорусской музыке, которую мы в основном и играли.

Беседу вела Нина КАТАЕВА

Обсудить в группе Telegram

Нина Катаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS