Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 декабря 2025 г.
  4. № 50 (7014) (17.12.2025)
Литература

Алексей Небыков: «Великое произведение не нуждается в словесной несдержанности, в физиологических подробностях».

О книгах, за которые не придётся краснеть

20 декабря 2025

Беседу вёл Владимир Сабадаш

Многие годы в литературной среде бытовало мнение, что гораздо проще издать роман, чем рассказы. Малая проза считалась «неликвидом» во многих издательствах. Однако в последнее время ситуация начинает меняться. Так, в издательстве «Вече» теперь существует отдельная серия «Время прозы», специализирующаяся именно на малой форме. Беседуем с руководителем серии, прозаиком, главным редактором портала «Печорин.нет» Алексеем Небыковым.

 

– Сначала необычный вопрос: Небыков – это не по принципу «НеПознер» Николая Солодникова?

–Вопрос очень как раз привычный. Но никакой мистификации здесь нет и уж тем более противопоставления. Есть одна теория возможного происхождения моей фамилии. Она связана с давними верованиями в то, что защитить ребёнка от тёмных сил, уберечь таланты его от сглаза можно путём добавления к имени отрицательных частиц. Здоровых детей могли называть «Небыковыми», чтобы сохранить природную силу и крепость.

– Расскажите об истории создания серии «Время прозы» издательства «Вече», которой вы руководите. Что и кого печатаете?

– Идея создать серию малой прозы в издательстве «Вече» возникла после выхода моего дебютного сборника «Чёрный хлеб дорóг. Русский хтонический рассказ». Сегодня малый формат в искусстве очень востребован: сериалы вместо полного метра; соцсети с ограничением знаков в постах как площадка для публикации и т.д. Читателю проще находить время для чего-то компактного на вечер, чем втягиваться в долгую историю на недели.

Поэтому в серии «Время прозы» мы изначально решили выпускать сборники рассказов. Это даёт возможность показать и срез современных авторов, и разные жанры, и несходную стилистику. А ещё мы верим в человека и его способности. Считаем литературу высочайшим искусством, поэтому ищем не только занимательные произведения, но и тексты многосложного содержания, способные стать читателю бесконечным источником вдохновения на протяжении жизни. Мы издаём книги, которые люди ставят в домашние библиотеки, перечитывают не один раз. В наших текстах нет мата, фантазий нейросетей, а иллюстрации и обложку рисует настоящий художник.

Первым сборником серии стали «Маяки». Рассказы объединяются в книге мощным символом одновременного служения и помощи, одиночества и расставания, ориентиром не только в море, но и в вопросах духовных поисков. И как службу маячников подразделяют в зависимости от расположения маяков на службу в «аду» (если маяк построен в открытом море на скале), в «чистилище» (если башня стоит на одиноком острове) или в «раю» (когда прожектор источает свет с берега континента), так и рассказы книги отличаются по художественному темпераменту. Одни – суровые и пугающие, другие – полётные и меланхоличные, третьи – светлые и вдохновляющие. Найдёт читатель в книге тексты мистические и реалистические, исторические и фантастические, а ещё метафоричные и парадоксальные.

Второй сборник серии «Зодиак» посвящён теме судьбы человека, року, предназначению. Но мы говорим с читателем через рассказы не только об астрологии, но и об астрономии, мифах и даже натурфилософии. Книга «Зодиак» должна выйти до конца этого года. В сборнике замечательные иллюстрации ростовской художницы Алисы Бошко и двадцать четыре рассказа высокой прозы.

Третий сборник «Сны», куда ведётся сейчас отбор произведений, будет посвящён снам в самом широком понимании.

– Конкурсный отбор произведений в серию «Время прозы» – всероссийский или это «местечковое» мероприятие?

– Издательство «Вече» – одно из ведущих в стране. Книги серии «Время прозы» попадают в главные столичные магазины, присутствуют во всех сетевых маркетах, издаются на лучшей белой бумаге, в твёрдой обложке. В конце концов, передаются в десятки главных библиотек страны, а ещё участвуют в международных книжных ярмарках.

Собственно, не так много сегодня издательств, которые поддерживают подобные проекты. А ещё у нас крепкое информационное сопровождение от портала «Печорин.нет». О наших книгах пишут критики в медиа, блогеры в соцсетях, регулярно проходят презентации на главных книжных фестивалях. Поэтому попасть в такой проект – большое счастье для любого автора.

– Раз вы заговорили о портале, скажите, «Печорин.нет» – это веяние времени или осознанный шаг?

– Портал изначально был создан мной как площадка-агрегатор литературных возможностей и полезной информации для авторов. Я сам, как прозаик, пытался разобраться в хитросплетениях на литературном поле, отсечь коммерческие и мошеннические проекты от проектов стоящих. И постепенно на портале стал собирать не только проверенные конкурсы, издания, события, но и команду литературных критиков – редакторов изданий, кураторов литературных процессов, известных писателей и литературных просветителей. Сегодня у нас самая крупная команда литературных критиков в стране – сорок пять специалистов. Любой автор может направить свои произведения им на разбор и получить профессиональную рецензию. А талантливых писателей критики стараются вовлекать в свои проекты – рекомендуют к публикации, номинируют на премии, приглашают в семинары и многое другое.

Также с открытием портала сбылась моя давняя мечта. Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» произвёл на меня очень сильное впечатление в школьные годы. Я всегда хотел иметь некую сопричастность к этому тексту. И вот таким своеобычным способом сумел мечту воплотить.

– Бумажная книга и электронная – параллельные прямые или конкуренты?

– Разноформатность для авторов только плюс. Зачастую любители печатной книги не читают электронку и наоборот. И это увеличивает аудиторию авторов.

С другой стороны, к изданию печатной книги всегда отношение было более профессиональное. Здесь больше рисков у издателя, возможна потеря репутации, тогда как площадки самопубликации, например, предоставляют авторам место в Сети для размещения чего угодно (любого качества и содержания) и фактически не отвечают за действия пользователей. Всё это помогает вырываться на свет текстам очень слабым, портит читателям вкус, заставляет и писателей превращать талант в ремесло по созданию штампованных произведений.

Мы редко говорим о высокой прозе на площадках самопубликации, скорее о чём-то сиюминутном, развлекательном, проходном. А скоро нас захлестнёт поток нейролитературы, и сегмента в современной словесности станет три – высокая проза, сетевая и нейролитература. Но процессы эти неостановимы. И нас ждёт интересное время.

– В вашей серии «Время прозы» не допускается нецензурная лексика. Расскажите, почему?

– Мы в редакции относимся к литературе как к высочайшему искусству и не хотим его примитивизации, упрощения, маргинализации. Мы ориентируемся на классиков великой русской литературы, которые давно стали примером не только для нашей культуры, но и для мировой. О зрителях отечественного театра иностранцы всегда говорили, что русские не забегают в театр, потому что на улице их застал дождь, они идут на постановку, чтобы преобразить свою жизнь, измениться, приобщиться к великой тайне. Даже произведения ужасов в русской словесности всегда ориентировались на смыслы, а не только на саспенс и страх натурализма.

Великое произведение не нуждается в словесной несдержанности, в физиологических подробностях. Правду и правдо­подобие разделял уже Аристотель в «Поэтике», признавая, что литературе нужна именно сила художественной убедительности, а не грубая сторона жизни. Книга высокой прозы преобразит читателя, её сможет прочесть ребёнок, а писателю не будет стыдно за беспомощность и грязь.

– Жизнь сейчас совсем иная, чем была ещё 10 лет назад. Что лично вам помогает «справиться» с реальностью?

– Семья, любовь к Отечеству, призвание. Когда есть в жизни эти опоры, можно преодолеть многое.

– Ваш совет начинающим писателям.

– Очень важно рассказывать о творчестве в разных кругах. Публиковаться, участвовать в конкурсах, ездить на семинары, знакомиться. Чем больше будет упоминаний о вас на условной поверхности «литературного моря», тем короче будет путь к узнаванию.

Читайте русских классиков, а не переводные жанровые тексты. Изучайте их письма, наброски, черновики. Там сохранено много писательского огня, нашего великого наследия. Пишите каждый день, учитесь мастерству, ищите свою среду и проявляйте инициативу.

Ведите соцсети. Полчаса в день – лучше, чем ничего. В разные дни составляйте текст, готовьте картинки, делайте публикации, проводите опросы и т.д. Ничего, что сразу не будет получаться. Меняйте стратегии и учитесь.

А ещё не болейте неудачами. Относитесь к ним как к препятствиям, которые ведут вас к цели. Здесь как с лодкой на воде. С попутным ветром мы плывём быстрее, но и сопротивление можно использовать. Мы ставим парус нужным образом и зигзагами идём к мечте. Любой опыт обогащает нас и помогает найти себя в жизни.


«ЛГ»-ДОСЬЕ


Алексей Небыков – прозаик, просветитель. Лауреат литературной премии «Справедливая Россия». Финалист премий имени Фазиля Искандера, Александра Чаковского «Гипертекст», Владимира Арсеньева «Дальний Восток». Автор книги малой прозы «Чёрный хлеб дорóг. Русский хтонический рассказ». Постоянный автор литературных журналов и сетевых изданий. 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Макс»: рассказ Игоря Озёрского

    20.12.2025
  • Андрей Бусыгин. Портрет или биография?

    19.12.2025
  • Планета Древняя Русь

    18.12.2025
  • «Укрыло землю ворона крыло»: стихи Анатолия Прусакова

    18.12.2025
  • Осетринка с белугой хороши и под коньячок, и под водочку

    18.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS