Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Алгебра гармонии

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Вирджилио Боккарди. Вивальди; пер. с ит. А.Б. Махова. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 249(8) c.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085).

Антонио Вивальди написал около 90 опер, а ещё оратории, кантаты, гимны, псалмы, антифоны, мотеты, серенады, сонаты… Впрочем, он написал «Времена года» – и одного этого с лихвой хватило бы для бессмертия.
Колоссальность творческого наследия Вивальди и его не менее колоссальная сегодняшняя растиражированность создают впечатление, что так было всегда, – увы, оно обманчиво. Имя композитора, слава которого при жизни была заслуженно громкой, после «классической» кончины гениев (умер в полной нищете, в чужой стране, похоронен на кладбище для бедняков) на долгие десятилетия оказалось подёрнуто – нет, не дымкой, но плотной пеленой забвения. Sic transit gloria mundi. Прекрасная иллюстрация мудрости древних.
Впрочем, как было сказано классиком помоложе, рукописи не горят. И опять же как про Вивальди сказано! Эпоха его персонального ренессанса началась с 1927 года, когда некоему доценту Туринского университета было предложено дать оценку старинным фолиантам, найденным при ремонте в одном из церковных колледжей маленького городка близ Турина – теперь эту знаменитую находку называют, натурально, «Туринскими рукописями». Бесценные творения маэстро Вивальди вернулись из небытия поистине триумфально. А приподнять завесу тайны над жизнью самого «рыжего священника», очистить её от легенд и домыслов оказалось значительно трудней.
Вышедшая в серии «ЖЗЛ» биография Антонио Вивальди является на сегодняшний день, пожалуй, наиболее полной и развёрнутой. Её автора трудно упрекнуть в недобросовестности, поверхностности взгляда или же склонности к дешёвой сенсационности – в сих грехах, хвала Творцу, синьор биограф не замечен. Проблема лежит в другой плоскости: Вирджилио Боккарди вопреки своему символическому имени Вергилием оказался не самым удачным. И дело вовсе не в том, что Вивальди вышел из-под его пера типом, прямо сказать, малопривлекательным – тщеславен, упрям, корыстен, да ещё эта тёмная история с певичками сёстрами Жиро, которых наш слабогрудый священник опекал как будто не вполне отечески… В конце концов дон Антонио был хоть и гений, а человек, а значит, ничто человеческое (далее по цитате). Но то-то и оно, что вместо человека со страниц жэзээловского томика на нас смотрит голем, слепленный из, казалось бы, вполне аутентичного праха, помещённый на не лишённый достоверных подробностей культурный, бытовой и исторический фон эпохи, – вот только дух вдохнуть в него по-настоящему не сумели. Не думаю, чтобы здесь имели место исключительно трудности перевода (хотя как не попенять на такие ляпы, как «монаршья особа» или, скажем, пассажи вроде этого: «его сольные выступления в финале кое-кто считал просто выпендрёжем»). Попытки внести необходимый «оживляж» – все эти неутомимые повитухи, зеленщицы – любительницы мальвазии и острого словца – и преданные гондольеры – право же, отдают неловкой натужностью и апеллируют к чисто итальянскому образу слона, пляшущего тарантеллу в посудной лавке.
Беда биографа, пожалуй, в том, что герою своему он категорически «не конгруэнтен», и что здесь первично: недостаток таланта или же элементарной увлечённости, «упоённости объектом» – сказать с уверенностью трудно.
На ум здесь отчего-то приходит каноническая история о том, как уже упомянутый косвенно в этой заметке Михаил Булгаков писал для серии «ЖЗЛ» беллетризованную биографию Мольера – изданию этому не суждено было увидеть свет при жизни автора. Оно и не мудрено: вещица вышла бесспорно блестящая, но, как говорится, неформатная. Уж слишком ярок, слишком неакадемичен (не говоря уже об идеологических проколах) был Булгаков, не пожелавший втискивать своё брызжущее восторгами и идеями повествовательское ego в предложенные ему рамки «серьёзного советского историка». Однако ж нельзя не признать, что булгаковский неизданный Мольер и сейчас поживее иных живых будет.
В случае же с биографией Вивальди мы имеем картину – увы! – противоположную. 

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS