Кинокомпания «Дебют» заканчивает подготовку к съёмкам восьмисерийного фильма «Прорицатель»
Он больше всего известен как автор четверостиший, где воспеваются радости и печали быстротечной жизни. Знамениты многие его рубаи: «Коль наша жизнь мгновение одно, Жить без вина поистине грешно», «Я красоты приемлю самовластье, К её порогу сам готов припасть я». Да, это Омар Хайям, который родился в мае 1048 года в персидском Нишапуре и там же покинул этот мир в декабре 1131 года. Его полное имя Гияс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим эль-Хайями эн-Нишапури. Гияс-ад-Дин – «плечо веры», что означает знание Корана. Абу – «сын», Фатх – «завоеватель», Омар – «жизнь», Ибрахим – имя отца. А Хайями – прозвище – «палаточник»: очевидно, ссылка на ремесло отца или деда. Нишапури – это его родной город в провинции Хорасан.
Но сколь блистательным ни было его поэтическое дарование, которое до сих пор восхищает людей во всём мире, Хайям – это ещё и математик, и астроном, и философ. Только в математической сфере он создал классификацию типов уравнений, алгоритм выбора конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. Разработал солнечный календарь, намного более точный, чем Григорианский, и его календарь лёг в основу иранского, который действует в этой стране в качестве официального с 1079 года. Такие личности рождаются раз в тысячелетие.
Скоро начнутся съёмки фильма о жизни и судьбе Хайяма. Проект осуществляет известная кинокомпания «Дебют». Мы встретились на «Мосфильме» с её руководителем и продюсером сериала, заслуженным деятелем искусств России Борисом ТОКАРЕВЫМ и заслуженной артисткой России, режиссёром Людмилой ГЛАДУНКО за несколько дней до их командировки в Иран.
В кабинетах компании на стенах – рисунки будущих сцен киноромана и костюмов, фото исполнителей главных ролей – российских и иранских актёров. Тут же фотографии тех мест в Иране, где намечены съёмки.
Судьба человека, которому посвящается сериал, и сам масштаб предстоящей работы впечатляют. Как же возник замысел такого фильма?
– Этот сценарий появился не вчера, – говорит Борис Токарев. – Кинодраматург Одельша Агишев, которого знают по таким фильмам, как «Нежность» и «Влюблённые», написал его ещё в советское время. Работал не один год, изучил массу материалов. А мы с Людмилой Гладунко после сериала «Моя Пречистенка», который тоже снимался при поддержке правительства Москвы и уже отмечен многими наградами, искали что-то интересное и масштабное. Тогда мы вспомнили о сценарии Агишева «Прорицатель, или Жизнь Омара Хайяма», рискнули предложить его на конкурс киносценариев в рамках программы московского правительства и получили поддержку. На мой взгляд, очень хорошо, что эта программа существует, что поощряются содержательные кинопроекты, когда есть качественный сценарий, духовное и нравственное наполнение, когда есть стремление увлекательно рассказать о чём-то значительном. Важно, что кураторы этой программы из Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы понимают, что высокий рейтинг не всегда показатель высокого качества кинофильма или сериала, его настоящей художественной ценности.
– Конечно, мы были очень рады, когда наш проект победил в конкурсе. Но тут же мы столкнулись с огромным количеством проблем, – вступает в разговор Людмила Гладунко. – От поиска натурных площадок до пошива экзотических костюмов и, конечно же, подбора актёров. Ведь по сценарию только Омар Хайям должен появиться на экране в четырёх возрастах. К нашему счастью, актёры с большим интересом воспринимают сценарий, так как все характеры выписаны ярко, диалоги органичны, сюжет увлекает неожиданными поворотами.
Конечно, в центре повествования – сам Хайям. Знаете, ведь его необычность проявилась очень рано. В три-четыре года он безо всяких усилий запоминал целые страницы из Корана. Когда стал подростком, к нему, четырнадцатилетнему, издалека приезжали учёные, чтобы поговорить «с мудрейшим из мудрейших». Наш сериал проследит его жизнь от самого рождения.
На сегодняшний день мы уже определились с местом съёмок. Это Иран. Там мы нашли практически всё, что нужно для нашего фильма.
– Да, – поддерживает Борис Токарев. – И декорации того времени на натуре (их исполнению, думаю, может позавидовать даже Голливуд), и исторические места – крепости, города, селения, разнообразные ландшафты, невероятной красоты горы. Ведь Хайям бывал и в Багдаде, и в Самарканде, и в Бухаре, и в Исфагане. К тому же Гостелерадио Ирана обещало нам поддержку в реализации съёмок. Надеемся, иранские коллеги не подведут. К работе над фильмом мы привлекли профессионалов из разных стран. Главный художник картины – таджик Мавлодот Фаросатшоев, музыку напишет тоже таджик композитор Далер Назаров, который, узнав о нашем фильме, сам пришёл в «Дебют», даже не подозревая, что у нас готовится встречное предложение к нему. Художником по костюмам приглашена Зибо Насирова из Узбекистана, которая является лауреатом многих престижных международных фестивалей. Так что наш проект во всех отношениях можно назвать интернациональным.
– Ведь и артисты предполагаются из разных стран, – продолжает Людмила Гладунко. – Из Армении, Узбекистана, Ирана, где мы уже провели кастинги и подобрали интересных исполнителей. Что касается боёв и сцен бозкаши («козлодрание»), то в них тоже будут заняты иранские каскадёры. Для нас важно и то, что мы сможем, по крайней мере очень надеемся, помочь зрителям глубже понять культуру Востока, менталитет его людей, содействовать избавлению от предвзятости в отношении ислама и восточных традиций.
В завершение нашей встречи Борис Токарев включил запись одной из мелодий Далера Назарова. И в мосфильмовский кабинет с ноутбуками на столах будто просочился откуда-то тугой протяжный ветер пустыни, на которую опускается жаркая ночь. Словно сам Омар Хайям со звёздной высоты дарит нам своё тепло. И становится грустно и светло.