В эстетской галерее «Наши художники», что в посёлке Борки неподалёку от Барвихи и Николиной Горы, проходит выставка работ Павла Челищева, одного из выдающихся представителей русской художественной эмиграции.
Нынешняя выставка – уже вторая (первая состоялась в ноябре 2006 года) персональная выставка художника, на которой представлено 88 произведений, раньше никогда не выставлявшихся в нашей стране.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что новое открытие (для нас с вами) творчества этого замечательного русского художника принадлежит арт-директору галереи и куратору выставки Наталье Курниковой.
К сожалению, хотя, скорее, к его и нашему счастью, Челищев, как и многие соотечественники, в 20-х годах прошлого века вынужден был покинуть Россию. Его братья были расстреляны, сёстры погибли от голода и болезней, родители, правда, так и остались умирать на родине, и лишь он один из всей семьи каким-то чудом оказался сначала в Константинополе, а затем в Софии. Несколько лет прожил в Берлине, потом в Париже. Из-за дружеских и коммерческих интересов длительное время метался между французской и британской столицами. Вместе со своим другом, известным американским поэтом Чарльзом Генри Фордом, путешествовал по Испании, а в 1942 году принял американское гражданство. После войны, в 49-м, возвратился в Европу. Но на сей раз его больше всего привлекла Италия, где и упокоился с миром его чуткий ко всему новому, упрямый и властный, талантливый дух.
В эмиграции о нём беспокоились и всячески помогали незаурядные выдающиеся женщины, такие, например, как Гертруда Стайн и Эдит Ситуэл. В разное время он общался с Александрой Экстер и Василием Чекрыгиным, Константином Маржановым и Павлом Сувчинским (участник евразийского движения), Виктором Зиминым и Борисом Романовым, Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным и многими другими. Он оформил множество спектаклей: например, балет «Благороднейшее видение» на музыку Пауля Хиндемита в хореографии Леонида Мясина для русского балета в Монте-Карло или совместно с Джорджем Баланчиным балеты «Концерты» на музыку Моцарта, «Аполлон Мусагет» и «Балюстрада» Игоря Стравинского в театрах Нью-Йорк сити балле и Колон в Буэнос-Айресе. Он написал много портретов известнейших персонажей своего времени. Таких как Джеймс Джойс (портрет находится в Национальной галерее в Дублине). Очень много выставлялся, в том числе в нью-йоркском музее современного искусства МоМА, парижском Центре Помпиду, в британской «Тэйт».
Его никогда не забывала пресса. Даже если ругала, далеко не всегда понимая и принимая его поиски и эксперименты. Но он упорно искал и, не обращая ни на кого внимания, шёл своим, ведомым лишь ему и Богу, путём. Даже умудрился избежать коммерциализации своего искусства. И вошёл в историю как художник-философ и художник-виртуоз, первооткрыватель и одновременно традиционалист. Он искал идеал в самых разных направлениях, но всегда – внутри некоего собственного «внутреннего» пространства. Не подчинявшегося «внешним» законам. И поиск этот по сути своей напоминал опыты алхимика, который, соединяя элементы известные, получает нечто принципиально новое. Сложный, умный, непредсказуемый, пытающийся по-своему осмыслить окружающий мир. И лишь спустя более полувека после своей смерти возвратившийся на родину.
Выставка работает до 17 июля