Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Алмаз и пепел

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

В отношении главного содержания её яркой и столь страшно оборвавшейся жизни всякого рода несообразностей, журналистской неряшливости было допущено преизрядно. Так, «во первых строках» актрису отчего-то назвали «королевой эпизода» (это её-то, сыгравшую на мхатовской сцене Елену Турбину и Настасью Филипповну, чеховских Елену Андреевну и Сарру, Нину Заречную и Машу Прозорову), правда, потом, по ходу, вспомнили даже не об одном фильме, где Елена Майорова исполнила главную роль. Двумя же «главными режиссёрами страны» 1980–1890-х в области театра создатели телепрограммы взяли да назначили О.Н. Ефремова и… О.П. Табакова. Олег Палыч, выдающийся артист, блистательный театральный организатор и педагог, хотя и поставил за свою жизнь несколько спектаклей, сам вряд ли разделил бы подобную высокую аттестацию.

Дальше – больше: за кадром говорят о поступлении героини передачи в Школу-студию МХАТ, а в кадре ни с того ни с сего возникают педагоги Петербургской академии; голос ведущего вещает о первом муже Майоровой, которого звали Владимир Чаплыгин, а на экране – фотография её однокурсника (кстати, также трагически ушедшего) Игоря Нефёдова…

Мелочи, возможно, скажет кто-то. И действительно: сущие мелочи, просто ерунда по сравнению с главным содержанием квазибиографического опуса под названием «Елена Майорова. Последняя весна», продемонстрированного Первым каналом (причём, как подсказал Интернет, уже повторным показом). В качестве главного – кто бы ещё сомневался! – здесь, безусловно, выступают обстоятельства гибели, жуткие подробности то ли самосожжения, то ли катастрофического несчастного случая. Именно от этого инцидента, как от оптимальным образом подогревающей интерес зрителя печки, «танцуют» телевизионщики, с него начинают и им же оканчивают свою «Последнюю весну» (интересно, почему «весну», если трагедия случилась в августе 1997-го?), его «токами» питается и практически исчерпывается и весь нехитрый визуальный креатив передачи – языки компьютерного пламени жирно накладываются на фрагменты картин с участием актрисы, на семейное хоум-видео…

Нет, что-то человеческое на протяжении без малого часового эфира всё же присутствовало: очень хорошо вспоминала о своей однокурснице и подруге актриса Анна Гуляренко, замечательно точные и образные слова для её характеристики нашёл режиссёр Кама Гинкас. Но всё это были капли в море «солирующей», всепожирающей, подобно огню, обывательской пошлости, радостно-возбуждённого копания в грязном белье, особой тяги к ядовитым миазмам смерти, которые на нашем Первом с некоторых пор в такой чести. Можно сказать, в главной роли!

Александр А. ВИСЛОВ

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS