Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2023 г.
Литература Спецпроекты ЛГ Гипертекст

Альпинизм для авторов

Как забраться на вершину в 2023 году

24 марта 2023

Минуло уже почти три месяца нового 2023 года, но подведение книжных итогов года предыдущего нам только предстоит. И помогут в этом, конечно же, литературные премии. За какими шорт- и лонг-листами следить искушённым читателям в 2023 году? Куда подаваться авторам и зачем вообще нужен данный институт? Разберём прямо сейчас. А заодно постараемся обозначить актуальные проблемы этого процесса, на решение которых направлена новая премия «Гипертекст» имени Александра Чаковского, учреждённая «ЛГ».

Начнём с самого понятия «литературная премия», овеянного многочисленными мифами, главный из которых – невозможность туда попасть, если вы не Евгений Водолазкин или, предположим, Гузель Яхина (причём не до получения звания лауреатов «Большой книги» и «Ясной Поляны», а непременно после). Одна из главных задач, которую ставят перед собой все премии России и мира, – «лифт для талантливых авторов». Именно институт премий помогает добиться заветного признания как среди профессионального сообщества, так и у массового читателя. Ореол обрушившейся на писателя славы зависит от статуса премии, её места в литературной иерархии и места самого произведения в тех или иных списках. Многие из лауреатов не раз признавались в интервью, что именно премии сделали их теми, кто они есть («Я ощутил, что могу стать писателем, я «почувствовал кровь», и мне теперь хочется идти до конца» – Ислам Ханипаев, интервью с Дмитрием Кравченко, «Юность»). А девиз премии «Национальный бестселлер» так и заявляет – «Проснуться знаменитым!».

Звучит недурно… Но не спешите рассылать книги и тем более рукописи. Открыв положения знаковых премий, мы увидим пункт о порядке выдвижения – список тех, кто обладает правами на номинирование авторов. Здесь всё многообразие премий можно разделить на четыре типа: выдвижение комитетом премии («Национальный бестселлер»), выдвижение издательствами/журналами/союзами/членами жюри/членами СПР («Ясная Поляна», «НОС», премия Фазиля Искандера, премия Александра Левитова), самовыдвижение опубликованной книги («Большая книга») и, наконец, самовыдвижение рукописи.

Последний пункт возможен только в одной из национальных премий – «Лицей». Единственная на всю Россию! Таким образом, «проснуться знаменитым», написав и просто отправив рукопись на соискание, пусть даже и очень хорошую, в реальности практически невозможно. Требуется предварительная работа по её изданию и/или участию в литературном процессе.

Но не время расстраиваться, потому что в этом году к «Лицею» присоединяется «Гипертекст», уделивший особое внимание начинающим авторам, для которых открыто самовыдвижение рукописей (до 35 лет) и дебютных книг (без возрастного ограничения). Причём призовой фонд только в этой номинации составит 1 млн рублей, а награды удостоятся целых пять победителей.

Следующая задача, заложенная в самой природе всех без исключения премий, – популяризация хорошей современной литературы и навигация читателей по ней. Длинные и короткие списки всегда служили незаменимым ориентиром в книжном мире или даже маяком в книжном море – бесспорным «знаком качества» для тысяч читателей. Причём благодаря им хорошая литература оказывается всё более досягаемой. Так, «Большая книга» и «Ясная Поляна» открывают бесплатный доступ на портале Литрес ко всем книгам-финалистам во время проведения народного голосования. Да и процесс работы жюри/совета экспертов в большинстве своём проходит достаточно прозрачно через обнародование рецензий и отзывов и даже круглых столов с публичным обсуждением. В то же время все события происходят в Москве или Санкт-Петербурге, ещё раз подчёркивая культурную столичноцентричность России.

Премия «Гипертекст» обратила внимание на этот факт, поэтому помимо широкой представленности в интернете организовала тур по городам. Жители Северного Кавказа, Хабаровска, Сочи, Волгограда, Самары и многих других городов смогли лично познакомиться и пообщаться с руководителем премии Александром Чистяковым и главным редактором «ЛГ», председателем оргкомитета премии Максимом Замшевым. Круглые столы с публичным обсуждением также запланированы в 9 регионах России, а все записи прошедших и предстоящих событий публикуются в официальных аккаунтах на Rutube и ВКонтакте.

А теперь давайте зададимся вопросом: «Много ли людей в нашей необъятной стране пишут на национальных языках?»

А много ли есть всероссийских премий с номинацией «перевод/иностранная литература»? До недавнего времени это были только «Ясная Поляна» и специализированная премия по литературным переводам «Мастер», причём обе, судя по финалистам прошлых лет, отдают предпочтение переводам европейских, американских и восточных авторов, нередко классики, нежели произведениям народов России и стран СНГ. Конкуренция с Марселем Прустом и Кадзуо Исигурой, согласитесь, высока, да и процесс номинирования тут ещё сложнее, чем в российской прозе, – список соискателей определяется исключительно экспертным сообществом в «Ясной Поляне» и членами гильдии в «Мастере».

Однако в 2022 году всё изменилось. Благодарить за это стоит две премии – Фазиля Искандера и снова «Гипертекст». В первом случае появилась отдельная номинация «Бесценное достояние», награждающая за переводную прозу с абхазского языка и языков народов России и стран СНГ (два лауреата с призовым фондом по 100 000 рублей и автору, и переводчику). Премия «Гипертекст» также делит поровну материальное вознаграждение, но оно здесь несколько выше – по 250 000 автору и переводчику (два победителя, общий фонд 1 млн рублей). Результат не заставил себя ждать – летом, после объявления приёма заявок на соискание премии Александра Чаковского, больше половины заявок стало поступать именно в номинации «Перевод».

Наконец, перейдём к третьей, не менее волнующей проблеме – место поэзии в национальных литературных премиях. К сожалению, ситуация с книгоизданием стихов отразилась и здесь – их настолько мало, что кажется – практически нет. Особенно если принять в расчёт «армию поэтов» (по ёмкому определению Виктора Куллэ) в нашей стране. И на всю эту «армию» мы имеем номинацию «Поэзия» только в трёх премиях – «Лицей», премия Фазиля Искандера и премия Левитова. Таким образом, мы видим явный акцент на прозу, напоминающий ситуацию на полках книжных магазинов.

Но «Гипертекст» и здесь сумел внести свой вклад в устранение несправедливости, утвердив номинацию «Поэзия» с призовым фондом 500 000 руб. для авторов с книгами и вышеупомянутую номинацию «Для начинающих авторов», позволяющую поэтам представить неизданную подборку. Также интересно, что это единственная премия, сотрудничающая с кастинг-платформой Таврида-Арт, причём очный питчинг и презентация были проведены на самом фестивале в августе Александром Чистяковым и Максимом Замшевым.

Внимание к творческой молодёжи прослеживается и в номинации «Литературный блогер». Несмотря на то что большинство национальных премий начинает обращать своё внимание на ярких лидеров мнений, их участие заключается чаще всего в судействе по номинации «Выбор книжных блогеров» или рецензировании финалистов на официальных сайтах. Награждать же самих трансляторов голоса народа решилась только «Большая книга» в рамках премии «_Литблог».

Но и в этом случае ей не пришлось долго оставаться в одиночестве, ведь в апреле 2023 года на церемонии вручения премии «Гипертекст» мы узнаем имена пяти литературных блогеров – победителей, каждый из которых получит по 200 000 рублей.

Таким образом, нельзя не отметить закономерность появления новой национальной премии имени Александра Чаковского, не имеющей на данный момент аналогов по многообразию и широте номинаций, охватывающих все сферы литературного процесса в России. В заключение хочется пожелать удачи всем соискателям, работы которых отсматривают Сергей Филатов, Сергей Лукьяненко, Анна Ревякина, Дмитрий Воденников, Вадим Левенталь, Игорь Волгин, Сергей Носов, Сергей Чаковский и другие известные писатели. А мы с нетерпением ждём итогов!


Алина Савенко

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Противление пустоте

    02.07.2025
  • За дымом прячется Человек

    02.07.2025
  • Второе «Слово»

    02.07.2025
  • Попытка изменить сознание

    02.07.2025
  • Продолжение – будет!

    02.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS