80-летие Битвы за Москву пересекается с двумя значимыми юбилеями – 125-летием со дня рождения двух наших великих полководцев. Оба родились в декабре 1896 года – Георгий Жуков на двадцать дней раньше Константина Рокоссовского. О фигуре Жукова, интересной и противоречивой, «ЛГ» опубликовала дискуссионный материал (№ 48 от 01.12.2021). О Рокоссовском рассказывает Алексей Исаев. Опираясь на оперативные документы, он представит в новом ракурсе полководческий дар Рокоссовского на фоне Битвы за Москву.
Московская битва началась для Красной армии с неудач, но это не означало, что не было на этом фоне частных успехов. Армии К. Рокоссовского было доверено направление вероятного удара противника, и здесь была воздвигнута оборона, действительно непреодолимая для врага. Атаки вдоль шоссе Смоленск – Вязьма потерпели неудачу. К этому моменту Рокоссовский уже зарекомендовал себя как умелый военачальник и талантливый полководец в ходе летних боёв на Ярцевских высотах в период Смоленского сражения.
Во второй половине октября 1941 г. Рокоссовскому было доверено Волоколамское направление. Командование фронта было уверено: там, где находится Рокоссовский, враг не пройдёт, и даже если придётся отступать, это будет сделано организованно и с наименьшими возможными потерями. Именно поэтому из состава 16-й армии, возглавлявшейся в тот период Рокоссовским, раз за разом изымались танковые бригады для парирования кризисов на других направлениях, прежде всего Можайском, наиболее проблемном в тот период боевых действий. Имела место уверенность, что Константин Константинович найдёт решение, опираясь на другие средства вооружённой борьбы. Поэтому бригады изымались, даже уже введённые в бой.
Командование 16-й армии вскоре на практике показало, на что оно способно. Нельзя не отметить умение Рокоссовского собирать сильную работоспособную команду, например, – в лице начальника штаба генерал-майора М. Малинина, начальника артиллерии генерал-майора В. Казакова и штаба 16-й армии в целом.
Наступление противника началось утром 25 октября 1941 г. с артиллерийской и авиационной подготовки по позициям 316-й дивизии И. Панфилова и её средств усиления. Вслед за этим в бой двинулись немецкие танки. Рокоссовский всегда отстаивал позицию, что командующий не должен злоупотреблять поездками на передовую, сохраняя все нити управления, сходящиеся в его штабе. Однако ситуация была действительно критической. Командующий войсками 16-й армии на КП 316-й дивизии даёт указания по противотанковой обороне. Этот бой впоследствии вошёл в послевоенный учебник тактики для командиров уже Советской армии (Боевые действия стрелковой дивизии. М.: Воениздат, 1958). Даже в этот критический момент Рокоссовский обошёлся без танков, в очередной раз подтвердив свою репутацию профессионала самого высокого класса. Уже выделенная 16-й армии и следовавшая в Волоколамск свежая танковая бригада в последний момент разворачивается для парирования очередного прорыва противника под Рузой, в полосе соседней 5-й армии.
По итогам нескольких дней боёв под Волоколамском гвардейское звание получила не только 316-я стрелковая дивизия, но и два противотанковых артиллерийских полка, сражавшихся на её участке обороны. Представление к гвардейскому званию 316-й стрелковой дивизии писал лично командующий войсками Западного фронта Г. Жуков.
Выявление архивных документов позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные события. Крайне неоднозначную оценку после войны получило контрнаступление, предпринятое в середине ноября в районе Волоколамска. К операции привлекались 126-я стрелковая дивизия, 58-я танковая дивизия и кавалерийские дивизии из Средней Азии. Можно даже сказать, что этот эпизод предпочитают не упоминать в контексте оборонительной операции Западного фронта. В своих мемуарах Рокоссовский рассказывает, что ему было предложено возглавить оперативную группу кавалерийских дивизий, но он отказался.
Был ли у Константина Константиновича альтернативный план? Да, такой план имелся, и его черновик сохранился в архиве. Штабом Рокоссовского был предложен «План оборонительных действий 16-й армии за удержание основного оборонительного рубежа». Его изюминкой, нехарактерным для 1941 г. решением стало выделение промежуточного оборонительного рубежа с размещением на этом рубеже частей 126-й стрелковой дивизии и отдельных батальонов вырвавшейся из вяземского окружения 18-й стрелковой дивизии. В случае прорыва предполагалось запросить у командования прибывшую с Дальнего Востока 58-ю танковую дивизию (5875 человек личного состава, 194 лёгких танка Т-26, 26 орудий разного калибра).
Предложенный Рокоссовским план был как минимум менее рискованным, чем контрнаступление в преддверии возможного возобновления противником операций на Московском направлении. Ввиду привлечения 126-й стрелковой и 58-й танковой дивизий к контрнаступлению оборона 16-й армии была лишена глубины и необходимых резервов. В итоге в связи с переходом противника в наступление контрудар под Волоколамском, начатый 16 ноября, был свёрнут. Пришлось выводить задействованные в нём соединения из боя и спешно перегруппировывать на направления ударов противника. Именно в эти дни И. Сталин задавал Жукову вопрос: «Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю вас об этом с болью в душе. Говорите честно, как коммунист…»
Вместе с тем негативный результат – тоже результат, дающий материал для последующих выводов в Ставке ВГК и Генштабе Красной армии. Первоначальный план обороны, подготовленный штабом Рокоссовского, явно был более работоспособным в реалиях ноября 1941 г. Данный факт позволяет по-новому посмотреть на последующий спор между Рокоссовским и Жуковым относительно отхода на рубеж Истры и Истринского водохранилища и побудительные мотивы решения маршала Б. Шапошникова, вставшего на сторону командующего 16-й армией.
Особняком в карьере Рокоссовского лежит его командировка на южный фас Сухиничского выступа. В январе 1942 г. противник закрепился на подступах к Ржеву и Сычёвке, но начал переходить в контратаки на отдельных участках фронта. Частным успехом противника стало деблокирование окружённого гарнизона в городе Сухиничи. Управление 16-й армии было снято с Волоколамского направления и переброшено под Сухиничи, где приняло командование над частью сил 10-й армии. Чаще всего деятельность Рокоссовского связывают непосредственно с освобождением Сухиничей, но в действительности круг задач был намного шире.
Вплоть до своего ранения 8 марта 1942 г. Рокоссовский руководит наступательными действиями 16-й армии, принявшей малочисленные к тому времени дивизии 10-й армии. Однако даже для него поставленные Ставкой и командованием фронта задачи были нерешаемыми. Документы показывают, что наступление велось при острой нехватке снарядов. Так, с 4 по 10 марта 1942 г. в 16-й армии 152-мм пушки-гаубицы расходовали всего около 0,38 боекомплекта, 122-мм гаубицы – 0,15 боекомплекта. Нормальное ведение операций требовало минимум 1–3 боекомплектов.
Подводя итог, можно сказать, что в ходе Московской битвы Константин Константинович Рокоссовский укрепил свою репутацию как надёжного и профессионального военачальника, уверенно использовавшего основные средства вооружённой борьбы, самостоятельно мыслившего и не склонного к чрезмерно рискованным предприятиям. Эти качества в 1942 г. станут предпосылками для его продвижения на должность командующего фронтом.
В тему
10 декабря 2021 г. прошёл Международный военно-исторический форум «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…», посвящённый 80-летию Битвы под Москвой и 125-летию со дня рождения Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. Мероприятие такого масштаба состоялось впервые. Главным организатором форума являлся Научно-исследовательский институт военной истории Военной академии Генерального штаба. Основная площадка форума находилась в Конгресс-центре парка «Патриот», где осуществлялось общее модерирование. В режиме конференц-связи работали ещё семь тематических площадок: в Совете Федерации, в правительствах Москвы и Московской области, Музее Победы, в Федеральном агентстве «Россотрудничество», в Федеральной службе войск Национальной гвардии и в некоммерческой организации «Союз городов воинской славы». Ведущими мероприятия выступили начальник Научно-исследовательского института И.И. Басик и председатель Военно-научного комитета В.В. Трушин.
Как подчёркивалось в заключительном слове, важным результатом работы форума стало то, что во многих выступлениях приводились новые документы, цифры и факты, расширяющие наши знания о Московской битве.