Конечно, при обдумывании статьи и мысли не было, что придётся совмещать в ней покушение на кандидата в президенты США и 75-летие НАТО, которое на минувшей неделе с помпой отмечали в Вашингтоне. Люди в таком возрасте обычно подводят итоги прожитого, соотносят успехи и неудачи, делятся уроками с ближними.
На юбилее в Вашингтоне хватало пафосного звона о защите демократии и свободы, даже о мире без насилия. Но для любого военного объединения (или оборонного, как изначально подавалось НАТО) главное – как в странах-членах выросла безопасность граждан и сколько сомневающихся или врагов удалось превратить в друзей. Это даже не обсуждалось.
Вдруг вечером 13 июля на предвыборном выступлении Дональда Трампа в Западной Пенсильвании раздались выстрелы с крыши дома, кандидата хотели убить, но лишь ранили, а пострадали невинные люди, один погиб на месте. Если уйти от деталей, произошедшее ещё раз показало, что исcтуплённая борьба с мифической внешней угрозой резко подкосила демократию и безопасность внутри всех стран НАТО, а не только в США, где покушения на политических лидеров, их дискредитация любыми методами совсем не в новинку. Верхом лицемерия стало заявление президента Байдена (который якобы молится за раненого соперника): «В Америке нет места такому типу насилия». Да неужели? А как быть с президентами и кандидатами на этот пост, которых убили или ранили по политическим мотивам в США?
Постоянное применение странами НАТО насилия (военного, экономического, политического, информационного), демонстративный отказ от соблюдения чётко оговоренных «правил игры» на международной арене неминуемо приводят к прорастанию насилия и произвола внутри них самих. Даже в ранее тихой Европе стало совсем небезопасно иметь своё мнение. Достаточно вспомнить покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, травлю и даже угрозы венгерскому лидеру Виктору Орбану. Глава французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен, которая в детстве пережила попытку покушения на её семью, заявила по горячим следам: «Покушение на Дональда Трампа, который чудом не пострадал, – это драматический символ насилия, подрывающего наши демократии».
Если оценить объективно, с позиции геополитических перспектив, итоги деятельности НАТО за тридцать с лишним лет после распада СССР и роспуска Варшавского договора, то похвалиться западникам нечем. Интеграция в НАТО стран Восточной Европы, попытки вовлечь в альянс постсоветские государства, включая Украину, приближение к границам России если что и принесли, то лишь резкое снижение уровня безопасности самих натовских стран. Не говоря уж об экономических трудностях. А создание из России образа врага, отказ даже от диалога по проблеме формирования новой модели системы безопасности в Европе привели к неминуемому и очень опасному военному столкновению с РФ на Украине.
Стремление НАТО пробиться в Азиатский регион принесло то, чего особо опасался часто цитируемый (но переоценённый как провидец) Збигнев Бжезинский, – растущее сближение геополитических позиций России и Китая. Кроме того, попытки правдами и неправдами продавить своё тающее влияние на сколачивание вокруг НАТО круга стран, противостоящих РФ и КНР, лишь придали скорости процессу становления многополярности. Например, в очереди на вступление в ШОС уже 24 страны. О многом говорит и то, что первый зарубежный визит после переизбрания премьер-министр Индии (скоро сменит название на Бхарат) Нарендра Моди совершил к Путину, несмотря на обхаживания и давление со стороны американцев.
Дай Бог здоровья раненому кандидату в президенты США (который, увы, тоже далеко не миролюбив), но НАТО вступает в преклонный возраст с ворохом проблем и с тяжким грузом геополитических неудач. Внутриполитическая ситуация в ведущих странах альянса обострилась, отношения с остальным миром никогда не были столь плохи. Эти возрастные болячки уже не скрыть.