Он проводится в Крыму уже 21 год. В этот раз фестиваль состоялся в рамках межрегионального проекта «Золотое кольцо Боспорского царства» и был посвящён Году театра в России.
Есть на карте нашей страны тихий приморский городок Керчь. После воссоединения Крыма с Россией именно он получил статус самого древнего города государства российского. Черкио, Корчев, столица Боспорского царства Пантикапей, и, наконец, город-герой Керчь. За каждым переименованием – эпоха процветания, годы кровавых войн и полного разграбления, тяжёлые десятилетия возрождения на унылом пепелище. И так – более 2650 лет!..
В апреле 1944-го, при освобождении Керчи от немецко-фашистских захватчиков, полегли смертью храбрых 160 тысяч солдат и офицеров Красной армии. Столько же проживало здесь в 1991 году, когда распался Советский Союз. На Крымском полуострове говорят: «За каждого, ныне живущего в Керчи, отдана одна человеческая жизнь!»
Двадцать три года насильственной украинизации Крыма – здесь, в Керчи, окрестили довольно точно – «оккупация». Шесть градообразующих заводов – в руинах, от 26 рыбколхозов – лишь тонны гнилых, порванных сетей на берегу Азовского и Чёрного морей, да груды металлолома у причалов. Население города сократилось на 40 тысяч человек…
За воссоединение Крыма с РФ на референдуме в Керчи проголосовали рекордные 97,7% жителей города. Так что же предшествовало этому выбору, что послужило объединяющим фактором?..
Герои среди нас
Говорят, у мира, как и у войны, – свои герои. За освобождение Керчи в годы Великой Отечественной 153 человека были награждены орденами Героя Советского Союза. А в этом году Золотой Звезды Героя Труда РФ был удостоен народный артист России, актёр Василий Лановой. В Керчи, на горе Митридат, Василий Семёнович 21 год кряду объявляет об открытии Международного фестиваля античных искусств «Боспорские агоны». Каждый год это представление поражает зрителей красотой и яркостью театрализованной постановки. Мы ещё под впечатлением от прошлогоднего «Икара» в постановке Крымского академического музыкального театра под руководством Владимира Косова, и вот – 8 июня 2019 года: на вершине горы Митридат, у мраморных колонн древнего Пританея, в течение двух минут собирается трёхмачтовый барк «Секрет». Поднимаются алые паруса, и 85-летний капитан Грей с медалью «Золотая Звезда» на груди кричит с капитанского мостика простуженным голосом: «Ассоль!.. Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками!»
Тысячи зрителей фестиваля «Боспорские агоны», облюбовавшие склоны горы, вскакивают с насиженных мест. Вытирая слёзы радости, Ассоль поднимается на палубу и под аплодисменты ревущей толпы бросается в объятия своего Грея…
– Мою Ассоль здесь, в Керчи, ещё называют богиней плодородия Деметрой, – делится впечатлениями Василий Лановой. – Вспомните фреску из склепа Деметры, её огромные глаза. А теперь посмотрите на Татьяну Викторовну – одно лицо, не правда ли?!
Так кто же она – наша Ассоль, наша крымская Деметрочка? Татьяна Викторовна Умрихина – генеральный директор Восточно-крымского историко-культурного музея-заповедника, идейный вдохновитель и организатор Международного форума искусств «Боспорские агоны». Ожидая капитана Грея, зря времени не теряла. В послужном списке Татьяны Умрихиной – должности третьего секретаря горкома партии, министра культуры Крыма, первого вице-премьера крымского правительства…
– Середина девяностых – самые глухие, беспросветные времена! – вспоминает Татьяна Викторовна. – Керчь напоминала послевоенную. На центральной улице имени Ленина – дома с просевшими крышами и рухнувшими перекрытиями. В бандитских разборках, от наркотической зависимости и беспробудного бытового пьянства гибли тысячи молодых людей, даже не успевших создать семью...
1 Мая отменили, 7 ноября забыли, на 9 Мая подняли руку... Украинские власти пытались вытравить из нас коллективное «Мы помним!». Из нас делали «кастрюлеголовых», думающих голодным желудком... Не получилось! В Киеве так и не поняли, что Большая Митридатская лестница – это не просто памятник истории, это – лестница в небо, к колоннам древнего Пританея, к Обелиску Славы, созданному советскими солдатами из камней разрушенного города в августе 1944 года, сразу после освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
Я помню тот день – 1 мая 1997 года. На Большой Митридатской лестнице собралась вся творческая интеллигенция города: артисты самодеятельных театров, эстрадные коллективы, художники, поэты, барды, писатели, гончарных дел мастера... Тогда мы сказали «Нет!» процессу духовного распада. Работая над созданием технологической модели Склепа Деметры – уникального памятника античного зодчества, мы не просто заглянули в большие и печальные глаза покровительницы нашего города, мы поняли: она всегда была рядом, защищала нас, вела по жизни...
Что пришлось пережить создателям «Боспорских агонов», ставших форумом культурного сопротивления, можно узнать из кипы папок уголовных дел, заведённых украинской прокуратурой за 15 лет мытарств фестиваля по Крымской земле. Но музейные работники Керчи выстояли, история русского Крыма была сохранена.
Лестница в небо
В основе фестиваля «Боспорские агоны» – театрализованные постановки на античную тему. В этом году это «Прекрасная Елена» из Адыгеи, «Одиссея» из Махачкалы, «Илиада. Смерть Гектора» из Екатеринбурга, «Медея» из Татарстана, «Отравленная туника» из Севастополя, «Забыть Герострата» из Белгорода, «Царь Эдип» из Казахстана и Омска. Шесть дней на вершине горы Митридат, как и две с половиной тысячи лет назад, шли состязания театров России, стран СНГ. «Боспорские агоны» в переводе с древнегреческого – «честные состязания свободных граждан». Председатель жюри фестиваля, народный артист России Александр Голобородько подводит итоги: «Боспорскую Нику» – Гран-при фестиваля получает Белгородский государственный академический драмтеатр имени М. Щепкина за спектакль «Забыть Герострата!» по пьесе Григория Горина, режиссёр – Юрий Иоффе.
Спускаемся по Большой Митридатской на городскую площадь, к картинной галерее им. Н. Бута, к зданиям Историко-археологического музея, кинотеатру «Украина». И здесь – праздничная феерия. Радует зрителей хэдлайнер всероссийских и международных фестивалей ансамбль народных инструментов «Изумруд» из Екатеринбурга. На городской площади в концертной программе «День России» выступают актёры театра и кино Лариса Лужина, Владимир Коренев, Александр Голобородько, Сергей Маховиков, Максим Линников, Евгений Воскресенский. Завершает программу кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» в исполнении сводного хора Республики Крым.
Киностраница фестиваля – это не только кинопремьеры, но и живое общение зрителей с создателями картин. Актёры театра и кино Василий Мищенко и Максим Линников представили военную драму «Семь пар нечистых» и фильм о старообрядцах «Вера», кинорежиссёр из Республики Беларусь Вячеслав Никифоров привёз «Тум-Паби-Бум» – фильм, раскрывающий социальную проблематику усыновления детей, а кинорежиссёр Владимир Потапов показал «Крик тишины» – пронзительную киноповесть о детях блокадного Ленинграда.
Творческий вечер с заслуженным артистом России, исполнителем авторских песен Сергеем Маховиковым незаметно перерос в митинг сторонников воссоединения Крыма с Россией. И всё это – в кинотеатре «Украина», единственном из шести кинотеатров города, уцелевшем за два десятилетия украинского правления.
Хочется завершить рассказ о «Боспорских агонах» словами члена жюри фестиваля, народного артиста России Юрия Васильева: «У нас очень талантливая страна и очень талантливые люди! Здесь, в Керчи, это особо чувствуется! Я терпеть не могу, когда поливают мою страну, ничего для неё не сделав. Я тоже вижу все недостатки. Прошёл через многое. Но я люблю Россию. И я вижу миллионы других людей, которые делают для России очень много. Я с этими людьми!.. Здесь, на горе Митридат, с высоты которой хорошо виден Крымский мост и развязки федеральной трассы «Таврида». Крым – это Россия!..»
Александр Беланов,
генеральный продюсер кинокомпании «Грифон фильм»
и продюсерского центра «Крымский Мост»,
член жюри фестиваля «Боспорские агоны»