Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2025 г.
  4. № 37 (7001) (17.09.2025)
Политика

Америка на перепутье

Куда движутся США?

18 сентября 2025

Валерий Александров,

журналист, Красноярск

Кто-то предрекает Штатам закат или даже гражданскую войну, кто-то полагает, что там идёт перестройка, из которой Америка Трампа, в отличие от СССР при Горбачёве, выйдет более крепкой, но с изменёнными представлениями о себе и своём месте в мире. Кто-то уверен, что ей давно пора сосредоточиться на себе и перестать вмешиваться в дела других. Мнений много. Ясно одно: перемены в США действительно происходят. И объективно, по внутренним причинам, и с учётом, что весь мир в движении. Уже не будет он прежним, однополярным.

Америка XXI века всё больше напоминает страну-театр, где пьеса идёт без антракта, а актёры бесконечно меняют маски. Политологи называют это кризисом представительной демократии: институты работают, но доверие к ним падает, и всё решают личности.

Вот, скажем, Дональд Трамп – фигура уже почти художественная. Подобно герою рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», он дерзко рушит привычные сценарии, переворачивает сюжет, вынуждает зрителей неотрывно следить за его выходом на сцену. Его риторика, полная вызова и простых формул, олицетворяет популистский поворот в американской политике. Харизма лидера вытесняет программы партий, а шумные политические шоу – рутинную работу институтов. Не об этом ли предупреждал философ и политолог Фрэнсис Фукуяма: демократия становится уязвимой, когда превращается не в систему правил, а в арену для харизматических личностей.

Но Трамп (и это всё очевиднее) – лишь вершина айсберга. За ним скрываются три глубокие трещины, по которым расходится современная Америка.

Первая трещина – персонализация власти. Политические процессы всё больше зависят не от партийных программ, а от действий и слов отдельных фигур. Это похоже на сериал: зрителей интересует не сюжет и даже не развязка, а новый эпизод с главным героем.

Вторая трещина – социальное неравенство. Соединённые Штаты сегодня – одно из наиболее разделённых обществ той части мира, которую принято называть развитой. Богатые богатеют, бедным всё труднее выбраться из своей ниши. «Американская мечта» становится мифом: социальная мобильность снижается, разрыв между элитами и средним классом растёт. Американский социолог Сэмюэл Хантингтон ещё двадцать лет назад предупреждал: поляризация разрушает согласие, без которого демократия теряет смысл.

Третья трещина – цифровизация политики. Более половины американцев получают новости из соцсетей и видеоплатформ. Алгоритмы формируют картину мира так же активно, как когда-то это делали школа или церковь. В итоге важен не сам факт, а его трактовка. Американский писатель Филип Рот, мастер сатиры и гротеска, наверняка заметил бы: Америка спорит не о содержании пьесы, а о декорациях.

Маск спорил с Трампом (пока тот не поставил его на место) так, будто они школьные приятели: один бросает вызов политике, другой – гравитации. Их диалоги, реальные или воображаемые, стали своего рода метафорой Америки, мечущейся между прагматикой власти и авантюризмом изобретателей.

Американская культура уже отражает эту двойственность. Голливудские актёры жалуются на «диктат соцсетей», писатели отмечают, что политика превращается в короткое видео. Экран стал зеркалом, но оно показывает не действительность, а приукрашенную версию реальности.

И всё же этот хаос не равен упадку. Америка – страна парадоксов. Технологический прогресс соседствует с социальной фрагментацией, лозунги свободы – с цифровым контролем, харизма лидеров – со слабостью институтов. Это не тупик, а постоянная драма, где каждое противоречие рождает новый импульс развития. Но чего ждать? Вопросов множество.

В этом контексте особенно показательно, что на саммите ШОС в Китае лидеры Азии и Евразии уже вполне предметно обсуждали будущее мира и механизмов управления обществами землян без оглядки на США. Америка по-прежнему велика, но уже не единственный режиссёр мировой сцены. Похоже, именно эта новая полицентричность, когда не станет гегемона, и окажется тем «неожиданным финалом», о чём с иронией писал О. Генри.

Америка сегодня – страна, где научные термины вроде «кризис представительности» соседствуют с литературными метафорами. Потому что без юмора и иронии описать её невозможно. И, как сказал бы О. Генри, финал здесь действительно всегда сильно поражает.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Другой план Путина

    17.09.2025
  • Восточный вектор

    10.09.2025
  • Тени стокгольмского синдрома

    09.09.2025
  • Памяти Юрия Андропова

    04.09.2025
  • А деньги всё улетали и улетали

    04.09.2025
  • Диалектик

    582 голосов
  • Нарушая правила

    375 голосов
  • Большой скачок первой пятилетки

    342 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Как Хрущёв стал украинцем

    301 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS