Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Американский дозор

01 января 2007

КИНО

«Бензин ваш, идеи наши». Анджелина Джоли за рулём «копейки»Бюджет в 150 миллионов долларов. Мегазвёздная Анджелина Джоли в главной роли. Более 1000 спецэффектов. 84 с лишком миллиона долларов за первые четыре дня проката (в двадцати двух странах мира разом, а до сентября фильм увидят ещё ровно в таком же количестве государств). Больше, нежели раскрученные «300 спартанцев», «Ультиматум Борна» и «Крепкий орешек 4.0». Только в США за дебютный уик-энд фильм собрал 51 млн. долларов – треть бюджета! Да, подобные финансовые прорывы в голливудском кинопроизводстве случались и раньше. Но картина «Особо опасен», или «Wanted», как она именуется на языке оригинала, хотя и сделана на «фабрике грёз» – является первой самостоятельной работой российского режиссёра Тимура Бекмамбетова за океаном. Ранее сходным достижением мог похвастать разве что наш соотечественник Андрон Кончаловский, только была это несколько иная история. Скорее политическая, чем кинематографическая. И по большому счёту – прошедшая мимо нас. Теперь же россияне за возможность посмотреть на результат приобщения к мировому кино отечественного художника, столь полюбившегося многим после его «Дозоров», выложили за эти самые первые четыре дня почти 11 миллионов у.е. (5-е место в истории нашего проката). 

Это, что называется, короткая, в цифрах и фактах, справка о бекмамбетовской ленте. Так что же, будем радоваться, в русле патриотического подъёма последних месяцев? 

А вот восторгов особых и не получается. Сразу вызывает вопросы некая двусмысленность во всём. Есть сразу две версии одной картины. Российская – и для «белых». То есть для проката в остальном мире. Даже диалоги у нас специально для своих выписывал Сергей Лукьяненко, «дозорный» мастер. Далее. В русской версии таинственное общество, заправляющее судьбами мира, называется мирно: Братство ткачей. А вот не в России оно трактуется более честно и определяюще: Братство убийц. Ещё смущает (хотя и любопытное) сочетание расхожих голливудских трюков и приёмов с некоей чисто русской духовной составляющей. Даже вспомнилось окуджавское: «Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». А ещё за яркой, фееричной, с немыслимым количеством качественных компьютерных спецэффектов презентацией фильма-экшена, как за пустой глянцевой обложкой, представляющей очередной «проходной» детектив, заманчиво прячется философия коричневых. То есть воинствующих фашистов, нацистов. Давайте приглядимся. Идея избранности некоей «могучей кучки» – есть. Так же, как и непререкаемый культ вождя. С замашками на исключительность. Он отвечает за всё и одновременно никак не является гарантом истинной справедливости. Есть и возвышение представителя пресловутого «плебса» – до исполняющего некий приговор Судьбы супергероя. У Братства ткачей девиз «убей одного и, может быть, спасёшь тысячу» скромно оправдывается невнятным: «Мы не можем предугадать последствия наших решений». Понятно, что судьба слепа и предопределена свыше. Но никто не даёт права окрашивать это философское понятие в кровавые цвета хаоса. И здесь ещё одна двусмысленность. Братство-то было организовано как раз с целью не допустить этого самого хаоса. 

Отдельный разговор о роли в фильме российского актёра Константина Хабенского. Он органично вписывается в фильме в братство своих товарищей по профессии. Даже на экране чувствуешь, что к нему относятся тепло и с уважением, как к профессионалу. Это как раз и показывает, что в картине играют не герои, а актёры. Мы в первую очередь видим их. Роль Хабенского – главного лекаря братства, грамотно применяющего русскую водку в виде лекарства, виртуозного дрессировщика крыс и видно сразу – доброго малого. 

…Если не задумываться, то идея фильма заманчива. Наблюдать превращение простого клерка – гадкого утёнка, которого клюют все, кто рядом, в супермачо – просто бальзам на сердце. Особенно тем, кто составляет нынче мощную по массе прослойку «офисного планктона». «Кто был никем, тот станет всем». Очень революционно и – вовремя. Потому что надоело ходить эдакими сиротками. И уже не герой – Уэсли Гибсон (молодой шотландский актёр Джеймс МакЭвой, известный нам по «Хроникам Нарнии»), а как бы сам караешь того, кто не в пример недавнему тебе успешен и достоин благ. И вроде бы и не ты его мочишь, а указующий перст Судьбы. И вот так ему и надо! Бекмамбетов угадал и с оригинальной рекламой: за месяц до выхода фильма был запущен снятый якобы скрытой камерой ролик, где офисный служащий крушит ненавистный офис. «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем…» А что – затем? 

В фильме много отдельных картинок, которые, как и актёры, живут как-то сами по себе. Эдакий калейдоскоп погонь, полётов многочисленных и разнообразных по форме смертоносных пуль, машин, в одной из которых с непонятной гаммой чувств узнаёшь отечественные «Жигули», на которых рассекает амазонка Джоли – смертоносная Фокс. Ух, как она каскадёрит, держась ногами за руль управления. Как она учит жизни лоха! Того самого «офисного планктона», который только и может, что лопать горстями успокоительное, терпеть измену любимой девушки с «товарищем по работе» и придумывать планы мести ненавистной начальнице. Снова красивые «весёлые картинки». Вот она заслоняет якобы его от пули убийцы его отца. Вот дрессирует на суперубийцу: «Да, ты – такой, просто раньше об этом не догадывался». Вот помогает поднять его мужское эго, пусть смотрит. Также головокружительны и повороты сюжета. Вокруг станка, бесстрастно веками созидающего полотно Судьбы, на котором посредством сочетания тайных узелков можно читать некие указания, разворачиваются страсти. И здесь снова работает философия перевёртышей. Герои и злодеи меняются местами, не особо, правда, меняя свою сущность. 

В конце концов всё запутывается окончательно. Как в комиксах. Всё – ярко, тщательно выписаны детали, сочные диалоги. Звуковое оформление под стать компьютерному. Хотя последнее всё же круче. Так вот о комиксах. Сюжет картины как раз и отталкивается от комиксов Макса Милара. 

Может быть, Бекмамбетов и снимал свой шедевр как комикс с мрачным юмором? Порезвиться. Ведь режиссёр он разносторонний и плодовитый. В будущем году обещает представить минимум пять своих проектов, в которых является не только режиссёром, но ещё и продюсером. 

…Останется ли особо опасный герой мачо-одиночкой? Вряд ли. Потому что ему требуются поклонение и восхищение его исключительностью. Значит, вокруг него будут кучковаться единомышленники. Тоже немного герои. Или убийцы. Скоро узнаем, кто. Бекмамбетов обещает продолжение: «Особо опасен-2». А как вы хотели?! 

Ирина ПАВЛЮТКИНА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Павлюткина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS