Поздний вечер 6 ноября. «Эхо Москвы». Главное событие для России – выборы президента США. Прямое включение из арбатской резиденции американского посла «Спаса-хаус». По телефону – Ольга Бычкова.
Слушатели «Эха» любят эту журналистку за едкую иронию – в отношении всего, что происходит на родине. Если кто-то что-то хорошее скажет о России или, не дай бог, о Советском Союзе, то натыкается на её искромётную ядовитую отповедь.
Из студии задают вопрос: «Оля, что там интересного?»
А она сама не своя. От того, что её переполняет.
– В «Спаса-хаус» интересно то, что здесь интересно всегда… – захлёбывается от нежности Ольга. – Здесь – центр мира, мы являемся его частью… Правильная симпатичная глобализация.
Далее – бережные вопросы послу США Майклу Макфолу. Эфир струится счастьем… Как непривычно слышать её восторженные, счастливые интонации. Вот она какая на самом деле, Ольга Бычкова! И куда подевалась прелестная едкость? Оказывается, избиратели в США могут голосовать за кого угодно, проголосовали и за Путина – но только три человека, хе-хе… И ни одного хоть сколько-нибудь неудобного вопроса послу.
Нет, на радиоканале вскользь упоминали, что в США «немножко архаичная» система выборов, оставшаяся от рабовладельческих времён, и очень живо обсуждали Обаму и Ромни, как будто выбирали своего президента. Любопытно, что многим больше нравился Ромни, называвший Россию врагом № 1…
На следующий день после встречи с Бычковой посол Макфол пришёл в студию «Эха», там его ждали главный редактор Венедиктов и очень много вопросов, присланных слушателями. Но главред задавал только свои, опять же лишь удобные вопросы… Во время перерыва на новости посол разоткровенничался: «У меня были споры с коллегой-республиканцем…», но Венедиктов его вдруг прервал, предупредив, что идёт трансляция в Интернете. Почему прервал? Ведь он работает не в пресс-службе посла, зрителям было бы интересно узнать про споры Макфола с республиканцами.
И где же хоть один острый вопрос из 285 присланных? А были там, наверное, и про «арабскую весну», и про зверское убийство Каддафи, и недавнее – американского посла в Ливии, и про финансирование сирийской оппозиции, и провоцирование цветных революций, и про грядущий финансовый кризис, да и «про самые демократические выборы», например, про скандальный запрет прокурора Техаса – если наблюдатели ОБСЕ приблизятся к избирательному участку менее чем на тридцать метров, то их ждёт срок.
Нет, зато зашёл разговор об отмене поправки Джексона–Вэника и «списке Магнитского».
– У вас нет американского паспорта? – вдруг поинтересовался посол.
– Нет, – смутился Венедиктов.
Макфол задал вопрос, который не надо бы задавать. Ведь правда, иные наши либералы производят впечатление людей, имеющих паспорт и дававших клятву на верность США.
Пару месяцев назад многие свободолюбивые журналисты были в отчаянии – Госдеп фактически закрыл радиостанцию «Свобода». Но зачем им «Свобода», когда есть «Эхо Москвы».