Империя наносит ответный удар армии современного искусства
Скандал вокруг выставки «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года», только что открывшейся в Париже, волнует не то чтобы многих, но, к сожалению, наиболее активных и «ревнивых не по разуму» граждан. Хотя, казалось бы, с чего? Подумаешь, министр культуры возразил относительно показа в выставочном зале La Maison Rouge некоторых экспонатов. Несмертельно. Конечно, художники могли потерять на этом какие-то деньги, но, говоря честно, круг авторов, сформированный Маратом Гельманом и Андреем Ерофеевым, не беден. Тем более что, как выяснилось, финансово наши мастера соц-арта только выиграли в результате перебранки. А в остальном... Позвольте, а заботит ли их остальное?
Напомним, что возмущение наших «борцов за свободу» вызвало то, что министр культуры Александр Соколов запретил для вывоза и показа за границей некоторых работ, спокойно экспонировавшихся в залах Третьяковки во время Второй Московской биеннале современного искусства. И наибольшее раздражение у него вызвала постановочная фотография группы «Синие носы» (Слава Мизин, Александр Шабуров) «Эра милосердия». Та, где «менты целуются». Она-то и стала «хэдлайнером» скандала. Хотя министр возразил и ещё по ряду произведений. «Эра» просто оказалась самой известной. На ней и остановимся позже чуть подробнее. А пока...
Имел ли министр культуры России право на тот шаг, который он сделал, безусловно, зная, что «подставляет» себя? Формально – пусть ответят юристы, но, поскольку от них протестов не последовало, получается, что имел.
Имел ли Соколов моральное право на этот запрет?
Да. И дело здесь вот в чём. Думается, в его обязанности входит и забота о том, что деятели «контемпорари арта» любят называть малопонятным сочетанием слов «репрезентация страны на международных выставочных площадках». На которых формируется, кстати сказать, образ России в глазах иностранцев.
Конечно, можно было бы плюнуть на «забугорное» мнение. Но один из главных имперских признаков – приоритет внешней политики над внутренней. Хотите жить в Империи – подчиняйтесь правилам. Не хотите – на «шарике» есть другие места. Поэтому первой заботой министра должна быть трансляция имперского сознания в хаотичные арт-массы.
Второй заботой должно быть то, чтобы создаваемое в России получило за пределами страны правильное прочтение. А этот вопрос решается уже во внеполитической терминологии. Это проблема семиотики. Которой вовсе не чуждо современное искусство. Поэтому сосредоточимся именно на этом, по возможности избегая трудных слов.
Итак, «Эра милосердия» и «Синие носы». Нам уже доводилось писать именно об этой работе в весьма комплиментарных тонах. Тогда, обозревая выставку соц-арта в рамках II ММБСИ, мы выделили «Носов» как наиболее интересных экспонентов. Не отказываемся мы от данной оценки и теперь. По-прежнему считая, что «дебилизация» мифов массового (в данном случае интеллигентского) сознания – дело для страны весьма полезное. Показывает, знаете ли, к чему может привести культивирование гуманизма, извлечённого интеллигенцией из недр романа братьев Вайнеров и озвученного Зиновием Гердтом в «Месте встречи».
Но нам известен контекст, в котором (единственно!) существует рассматриваемый артефакт «Синих носов». Парижанам же он неведом. Следовательно, прочтён он будет неправильно. Как в целом неверно будет считано всё «послание» проекта «Соц-арт». И здесь мы готовы идти дальше министра культуры: выставку нельзя было выпускать целиком! И именно из соображений искусства, культуры и прочих вещей, осязаемых довольно смутно.
Потом, заметим, искусство России вовсе не ограничивается «современным», которое тоже, кстати, весьма разное и имеет различные устремления. В том числе и вполне высокие, изложенные в рамках универсальных кодов европейской культуры. Возникает вопрос: почему наши послания не передаются «за кордон» на понятном языке? Это было бы гораздо ответственнее и – главное! – гораздо достойнее для людей, считающих себя художниками. Тем более – галеристами или искусствоведами (а к курированию проекта, напомним, приложили руку и Гельман, и Ерофеев, люди, в определённой среде известные и без скидок грамотные в чём-то, кроме торговли).
Тонкая ирония «Эры милосердия» Мизина и Шабурова, мы уверены, превратится в глазах французов всего лишь в физиологический гэг, приправленный обертонами перверсии. Что тоже в принципе искажает восприятие, ибо отношение к гомосексуализму во Франции отличается весьма сильно от такового не только в России, но и во всех странах Европы и обеих Америк.
Вернёмся, однако, к министру. Думается, он проявил здесь изрядную чуткость, сообразив, что «внутреннее» употребление хорошей (на наш взгляд) работы «Носов» сильно отличается от «наружного». Здесь министр – менее всего невежда, как бы ни старались представить его таковым многочисленные «гельминты». Соколов оказался более умным, чем наши художники и их группы поддержки.
Да и вообще требование времени – поиск большого стиля. И стиль этот формируется в недрах коллективного бессознательно. Лишь потом художники могут транслировать его. Осмелимся предположить, что выбор стилистики эпохи народом сделан. Это ампир. Стиль торжественный, тяжеловесный, не очень-то гуманный. Но – единственный из тех, которыми государства могут заявить о себе не как о временных формациях, а как об исторических константах, серьёзных игроках на «великой шахматной доске».
Милосердие в стиле Вайнеров действительно не очень-то сочетается с тем, чего жаждет Россия сегодня. Но ведь это самое милосердие и осмеяно в первую очередь в работе Шабурова–Мизина. Значит, «Носы» должны быть благодарны Соколову не столько потому, что их «рыночная цена» стала после скандала значительно выше, но и потому, что министр «завершил» труд художников. Таким ценителям парадоксов, как Мизин и Шабуров, это должно быть приятно из эстетических прежде всего соображений.
Смеётесь над гуманизмом? Мы с вами! Требуете, будучи антигуманными, бережного отношения к себе – мы с министром культуры. Акт искусства должен быть совершенен. Даже если его «дописывает» Империя «приказом по армии искусств»!
Вот он – тот самый «роковой» поцелуй. Работа арт-дуэта «Синие носы» «Эра милосердия» в конечном итоге
всё же не вошла в число экспонатов парижской выставки