Перейти к содержанию
  Четверг 28 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Ампир немилосерден!

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Империя наносит ответный удар армии современного искусства

Скандал вокруг выставки «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года», только что открывшейся в Париже, волнует не то чтобы многих, но, к сожалению, наиболее активных и «ревнивых не по разуму» граждан. Хотя, казалось бы, с чего? Подумаешь, министр культуры возразил относительно показа в выставочном зале La Maison Rouge некоторых экспонатов. Несмертельно. Конечно, художники могли потерять на этом какие-то деньги, но, говоря честно, круг авторов, сформированный Маратом Гельманом и Андреем Ерофеевым, не беден. Тем более что, как выяснилось, финансово наши мастера соц-арта только выиграли в результате перебранки. А в остальном... Позвольте, а заботит ли их остальное?
Напомним, что возмущение наших «борцов за свободу» вызвало то, что министр культуры Александр Соколов запретил для вывоза и показа за границей некоторых работ, спокойно экспонировавшихся в залах Третьяковки во время Второй Московской биеннале современного искусства. И наибольшее раздражение у него вызвала постановочная фотография группы «Синие носы» (Слава Мизин, Александр Шабуров) «Эра милосердия». Та, где «менты целуются». Она-то и стала «хэдлайнером» скандала. Хотя министр возразил и ещё по ряду произведений. «Эра» просто оказалась самой известной. На ней и остановимся позже чуть подробнее. А пока...
Имел ли министр культуры России право на тот шаг, который он сделал, безусловно, зная, что «подставляет» себя? Формально – пусть ответят юристы, но, поскольку от них протестов не последовало, получается, что имел.
Имел ли Соколов моральное право на этот запрет?
Да. И дело здесь вот в чём. Думается, в его обязанности входит и забота о том, что деятели «контемпорари арта» любят называть малопонятным сочетанием слов «репрезентация страны на международных выставочных площадках». На которых формируется, кстати сказать, образ России в глазах иностранцев.
Конечно, можно было бы плюнуть на «забугорное» мнение. Но один из главных имперских признаков – приоритет внешней политики над внутренней. Хотите жить в Империи – подчиняйтесь правилам. Не хотите – на «шарике» есть другие места. Поэтому первой заботой министра должна быть трансляция имперского сознания в хаотичные арт-массы.
Второй заботой должно быть то, чтобы создаваемое в России получило за пределами страны правильное прочтение. А этот вопрос решается уже во внеполитической терминологии. Это проблема семиотики. Которой вовсе не чуждо современное искусство. Поэтому сосредоточимся именно на этом, по возможности избегая трудных слов.
Итак, «Эра милосердия» и «Синие носы». Нам уже доводилось писать именно об этой работе в весьма комплиментарных тонах. Тогда, обозревая выставку соц-арта в рамках II ММБСИ, мы выделили «Носов» как наиболее интересных экспонентов. Не отказываемся мы от данной оценки и теперь. По-прежнему считая, что «дебилизация» мифов массового (в данном случае интеллигентского) сознания – дело для страны весьма полезное. Показывает, знаете ли, к чему может привести культивирование гуманизма, извлечённого интеллигенцией из недр романа братьев Вайнеров и озвученного Зиновием Гердтом в «Месте встречи».
Но нам известен контекст, в котором (единственно!) существует рассматриваемый артефакт «Синих носов». Парижанам же он неведом. Следовательно, прочтён он будет неправильно. Как в целом неверно будет считано всё «послание» проекта «Соц-арт». И здесь мы готовы идти дальше министра культуры: выставку нельзя было выпускать целиком! И именно из соображений искусства, культуры и прочих вещей, осязаемых довольно смутно.
Потом, заметим, искусство России вовсе не ограничивается «современным», которое тоже, кстати, весьма разное и имеет различные устремления. В том числе и вполне высокие, изложенные в рамках универсальных кодов европейской культуры. Возникает вопрос: почему наши послания не передаются «за кордон» на понятном языке? Это было бы гораздо ответственнее и – главное! – гораздо достойнее для людей, считающих себя художниками. Тем более – галеристами или искусствоведами (а к курированию проекта, напомним, приложили руку и Гельман, и Ерофеев, люди, в определённой среде известные и без скидок грамотные в чём-то, кроме торговли).
Тонкая ирония «Эры милосердия» Мизина и Шабурова, мы уверены, превратится в глазах французов всего лишь в физиологический гэг, приправленный обертонами перверсии. Что тоже в принципе искажает восприятие, ибо отношение к гомосексуализму во Франции отличается весьма сильно от такового не только в России, но и во всех странах Европы и обеих Америк.
Вернёмся, однако, к министру. Думается, он проявил здесь изрядную чуткость, сообразив, что «внутреннее» употребление хорошей (на наш взгляд) работы «Носов» сильно отличается от «наружного». Здесь министр – менее всего невежда, как бы ни старались представить его таковым многочисленные «гельминты». Соколов оказался более умным, чем наши художники и их группы поддержки.
Да и вообще требование времени – поиск большого стиля. И стиль этот формируется в недрах коллективного бессознательно. Лишь потом художники могут транслировать его. Осмелимся предположить, что выбор стилистики эпохи народом сделан. Это ампир. Стиль торжественный, тяжеловесный, не очень-то гуманный. Но – единственный из тех, которыми государства могут заявить о себе не как о временных формациях, а как об исторических константах, серьёзных игроках на «великой шахматной доске».
Милосердие в стиле Вайнеров действительно не очень-то сочетается с тем, чего жаждет Россия сегодня. Но ведь это самое милосердие и осмеяно в первую очередь в работе Шабурова–Мизина. Значит, «Носы» должны быть благодарны Соколову не столько потому, что их «рыночная цена» стала после скандала значительно выше, но и потому, что министр «завершил» труд художников. Таким ценителям парадоксов, как Мизин и Шабуров, это должно быть приятно из эстетических прежде всего соображений.
Смеётесь над гуманизмом? Мы с вами! Требуете, будучи антигуманными, бережного отношения к себе – мы с министром культуры. Акт искусства должен быть совершенен. Даже если его «дописывает» Империя «приказом по армии искусств»! 

Валерий АНТОНОВ



Вот он – тот самый «роковой» поцелуй. Работа арт-дуэта «Синие носы» «Эра милосердия» в конечном итоге
всё же не вошла в число экспонатов парижской выставки

Валерий Антонов


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты