А ещё натуралист и фотограф
Юбилейная выставка выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина (1832–1898) – один из самых ярких и масштабных проектов Третьяковской галереи последних лет. После выставки произведений художника, прошедшей в Галерее в 1948 году, она впервые предельно полно и во всём разнообразии представляет наследие знаменитого мастера.
Широкая известность произведений И. Шишкина, всенародно любимого художника, с течением лет не лучшим образом повлияла на восприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались в открытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обёртках. Естественность и открытость зрителю искусства Шишкина, «доступность» художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной из задач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход к творчеству живописца, снять «глянец» с его работ и одновременно изменить снисходительное отношение к кажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка даёт возможность по-новому взглянуть на хрестоматийно известные произведения Шишкина и открыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Всего на Крымском Валу представлено свыше 200 произведений мастера. Сорок экспонатов Третьяковская галерея дополнила сотней рисунков и произведений печатной графики из собственных фондов. А кроме того, 39 живописными работами из Русского музея, 33 первоклассными полотнами из музейных и частных собраний России и зарубежных стран. Настоящим открытием для широкого зрителя несомненно станут не характерные для художника зимние и морские пейзажи, а также редкое по мастерству колористического решения полотно «Пески» (1887) из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.
Стремление показать «живого» художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка и офорта в России второй половины XIX века, обусловило новый подход к формированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, эта своеобразная «творческая кухня» Шишкина, и его печатная графика. Что вполне оправданно, ибо «рабочий» материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так и самим художником: свою первую персональную выставку в залах Императорской Академии художеств в 1881 году он составил как раз из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий.
Вокруг графического материала как композиционного стержня выставки расположены отдельные экспозиционные зоны. В них в хронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника («Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889) – все ГТГ; «Среди долины ровныя…» (1883, КМРИ), «На севере диком…» (1891, КМРИ), «Корабельная роща» (1898, ГРМ) и др.), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.
Выставка даёт возможность оценить своеобразие творческого метода И. Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит в высочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-х до 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника от романтизма ранних пейзажей к натурализму и объективизму, а в позднем периоде – к пленэрным поискам, к передаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развёрнутые виды, господствуют мастерский рисунок и тщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует не преходящее состояние природы, а её сущностное и эпическое начало. Для него главное в природе – постоянное и неизменное. Потому излюбленным временем года в его произведениях выступает разгар лета, а доминантой растительного мира – вечнозелёные хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. По словам знаменитого критика Стасова, природа у Шишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, он утверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников и русской реалистической живописи в целом.
Отличительной особенностью работы художника стал аналитический метод, основанный на пристальном изучении натуры. В изображении растительных мотивов он не признавал приблизительности и обобщённости. В поисках наиболее характерных черт художник тщательно штудировал природу в многочисленных этюдах и рисунках. Присущий художнику объективизм обусловил включение в пространство выставки специальной зоны – лаборатории творческого метода Шишкина как площадки для новой формы образовательной программы музея. На примере особого дидактического материала выделены научные и технические проблемы, занимавшие художника. В разделе «Натура» демонстрируются интересы художника-исследователя в области науки о лесе, геоботаники, географии. Здесь представлены гербарии, ботанические книги начала XIX века (из коллекции библиотеки кафедры геоботаники биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). В разделе «Техника», где экспонируются литографский камень, офортные доски, фототипические изображения, Шишкин предстаёт как экспериментатор в области печатных техник, офортист-новатор, в поисках новых художественных средств изобретший выпуклый офорт – цинкографию. Раздел «Оптика» предоставляет возможность взглянуть на мир через видоискатель старинного фотоаппарата – «волшебного фонаря», экземпляры разных видов которого предоставлены Политехническим музеем, – наглядного пособия для объективной передачи изображаемого, которым мог пользоваться художник, профессионально занимавшийся фотоделом.