Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Аналитический Шишкин

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

А ещё натуралист и фотограф

ИТАР-ТАССЮбилейная выставка выдающегося русского пейзажиста И.И. Шишкина (1832–1898) – один из самых ярких и масштабных проектов Третьяковской галереи последних лет. После выставки произведений художника, прошедшей в Галерее в 1948 году, она впервые предельно полно и во всём разнообразии представляет наследие знаменитого мастера.
Широкая известность произведений И. Шишкина, всенародно любимого художника, с течением лет не лучшим образом повлияла на восприятие его творчества. Репродукции его работ тиражировались в открытках, календарях, настенных ковриках, конфетных обёртках. Естественность и открытость зрителю искусства Шишкина, «доступность» художественного языка стали восприниматься как банальность. Одной из задач проекта стало намерение преодолеть клишированный подход к творчеству живописца, снять «глянец» с его работ и одновременно изменить снисходительное отношение к кажущейся простоте его художественного высказывания. Выставка даёт возможность по-новому взглянуть на хрестоматийно известные произведения Шишкина и открыть широкому зрителю незнакомые стороны его творчества.
Всего на Крымском Валу представлено свыше 200 произведений мастера. Сорок экспонатов Третьяковская галерея дополнила сотней рисунков и произведений печатной графики из собственных фондов. А кроме того, 39 живописными работами из Русского музея, 33 первоклассными полотнами из музейных и частных собраний России и зарубежных стран. Настоящим открытием для широкого зрителя несомненно станут не характерные для художника зимние и морские пейзажи, а также редкое по мастерству колористического решения полотно «Пески» (1887) из Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.
Стремление показать «живого» художника, живописца-исследователя, путешественника, уже современниками признанного лучшим мастером рисунка и офорта в России второй половины XIX века, обусловило новый подход к формированию монографической экспозиции. Впервые центром подобного проекта стал рисунок, эта своеобразная «творческая кухня» Шишкина, и его печатная графика. Что вполне оправданно, ибо «рабочий» материал художника чрезвычайно ценился как современниками, так и самим художником: свою первую персональную выставку в залах Императорской Академии художеств в 1881 году он составил как раз из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий.
Вокруг графического материала как композиционного стержня выставки расположены отдельные экспозиционные зоны. В них в хронологической последовательности представлены знаменитые полотна художника («Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889) – все ГТГ; «Среди долины ровныя…» (1883, КМРИ), «На севере диком…» (1891, КМРИ), «Корабельная роща» (1898, ГРМ) и др.), сопровождаемые большим количеством этюдного материала.
Выставка даёт возможность оценить своеобразие творческого метода И. Шишкина, когда безукоризненное техническое ремесло мастера переходит в высочайшее качество его произведений. Этапы творчества Шишкина с 1860-х до 1890-х годов отражают эволюцию изобразительного языка художника от романтизма ранних пейзажей к натурализму и объективизму, а в позднем периоде – к пленэрным поискам, к передаче световоздушной среды.
В крупноразмерных полотнах Шишкина, демонстрирующих панорамно-развёрнутые виды, господствуют мастерский рисунок и тщательная светотеневая проработка изображения. Художника интересует не преходящее состояние природы, а её сущностное и эпическое начало. Для него главное в природе – постоянное и неизменное. Потому излюбленным временем года в его произведениях выступает разгар лета, а доминантой растительного мира – вечнозелёные хвойные деревья. Шишкин возвышает, героизирует русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. По словам знаменитого критика Стасова, природа у Шишкина предназначена для богатырского народа. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, он утверждал пейзаж как важную сферу искусства передвижников и русской реалистической живописи в целом.
Отличительной особенностью работы художника стал аналитический метод, основанный на пристальном изучении натуры. В изображении растительных мотивов он не признавал приблизительности и обобщённости. В поисках наиболее характерных черт художник тщательно штудировал природу в многочисленных этюдах и рисунках. Присущий художнику объективизм обусловил включение в пространство выставки специальной зоны – лаборатории творческого метода Шишкина как площадки для новой формы образовательной программы музея. На примере особого дидактического материала выделены научные и технические проблемы, занимавшие художника. В разделе «Натура» демонстрируются интересы художника-исследователя в области науки о лесе, геоботаники, географии. Здесь представлены гербарии, ботанические книги начала XIX века (из коллекции библиотеки кафедры геоботаники биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова). В разделе «Техника», где экспонируются литографский камень, офортные доски, фототипические изображения, Шишкин предстаёт как экспериментатор в области печатных техник, офортист-новатор, в поисках новых художественных средств изобретший выпуклый офорт – цинкографию. Раздел «Оптика» предоставляет возможность взглянуть на мир через видоискатель старинного фотоаппарата – «волшебного фонаря», экземпляры разных видов которого предоставлены Политехническим музеем, – наглядного пособия для объективной передачи изображаемого, которым мог пользоваться художник, профессионально занимавшийся фотоделом. 

Ирина ДОЛГОПОЛОВА

Ирина Долгополова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты