Легендарный форвард и тренер о спорте и культуре
В преддверии ЧМ по футболу мы побеседовали с Анатолием Бышовцем. Его послужной список впечатляет. Четырёхкратный чемпион СССР (1966–1968, 1971), обладатель Кубка СССР (1966), Заслуженный мастер спорта, лучший бомбардир команды и лучший игрок сборной СССР на чемпионате мира 1970 года в Мексике. Главный тренер сборной СССР, завоевавшей золото Олимпиады в Сеуле. На поле он совершал чудеса. Болельщики знали: там, где Бышовец, – жди импровизации, прорыва и гола. А в тренерском искусстве Анатолий Фёдорович проявил себя как вдумчивый воспитатель.
– В России построены или реконструированы стадионы в 11 городах страны. Вам удалось посетить новые арены? Каковы впечатления?
– Пока могу назвать прежде всего «Лужники» и особо отмечу стадион в Петербурге. Не сомневаюсь, что и остальные будут отвечать всем требованиям. Наши стадионы, которые удалось увидеть воочию или посмотреть по телевизору, производят впечатление современных и даже ультрасовременных.
– В вашей карьере было немало ярких побед. Какая из них ценна больше всего?
– Незабываемы матчи за сборную. Если встреча проходила в «Лужниках», на неё собиралось до 100 тысяч зрителей. Памятно, как в 1967-м удалось забить красивый мяч в ворота сборной Австрии. Этот гол вошёл в число лучших на европейском континенте. В 1968 году мы играли с сильной сборной Венгрии и смогли победить с необходимым счётом 3:0.
В 1991-м уже в качестве тренера встречался со сборной Италии. Это был отборочный турнир на чемпионат Европы. И наша сборная заняла первое место в группе, оставив итальянцев позади. Когда выдерживаешь конкуренцию с такими соперниками, это оставляет сильное впечатление. Такие события запоминаются в деталях.
Ещё, конечно, вспоминается игра мирового первенства на стадионе «Ацтека» в Мексике. Там наша команда вышла из группы, но развить успех не удалось. Мы остановились на рубеже четвертьфинала. Знаете, в Южной или Центральной Америке на результат нередко влияют судейские симпатии. Но и тут впечатления в целом приятные…
И конечно, Олимпиада в Сеуле, там мы выиграли золото, обыграв в финале сборную Бразилии. Потом два года я работал со сборными командами Южной Кореи.
– А как всё начиналось? Почему вы решили связать судьбу с футболом?
– Тогда было время самых больших наших футбольных достижений: в 1956-м – золото мельбурнской Олимпиады, в 1960-м – Кубок Европы. Вообще 1960-е годы – это расцвет, «оттепель» и ренессанс литературы, поэзии, спорта… Послевоенное время стало своеобразной эпохой возрождения для советских людей. Мы, мальчишки, конечно, увлекались футболом, и я сначала стал игроком школы киевского «Динамо», а затем и основного состава.
Мне кажется, в футболе много составляющих, которые мотивируют личность. Футбол – это вызов, это соревнование не только в быстроте и силе, но и в уме. Футбол требует от человека настойчивости в достижении цели. Я благодарен футболу. Он открыл для меня не только радость игры, но и дал возможность общения с выдающимися игроками. Тем же Львом Яшиным, Эдуардом Стрельцовым… Были в моей спортивной судьбе и замечательные тренеры: Гавриил Дмитриевич Качалин и Михаил Иосифович Якушин… Виктор Александрович Маслов оставался моим учителем, даже когда уже работал в Москве.
В 20 лет я стал игроком сборной СССР и, будучи довольно популярным, общался с выдающимися деятелями театра, был увлечён искусством. Ходил на спектакли, знакомился с людьми культуры, общался с поэтами: Евгением Евтушенко, Андреем Дементьевым… Это не просто обогащало внутренний мир, но и помогало добиваться результатов, позволило мне состояться как тренеру.
Именно благодаря футболу я смог увидеть многие страны. Например, когда мировое первенство проходило в Мексике, наша база располагалась недалеко от Музея Сикейроса. Удалось познакомиться с творчеством этого выдающегося художника, да и вообще узнать о культурных ценностях древней цивилизации, увидеть знаменитые пирамиды майя.
Вот и сейчас чемпионат мира – это не просто праздник футбола, но и возможность для гостей России лучше узнать историю и культуру нашей страны.
– Любовь к искусству характерна для спортсменов того времени или это всё-таки ваша индивидуальная черта?
– Скорее индивидуальная. Если и были футболисты, увлекающиеся искусством, то не в такой степени…
Мне нравились театр Сатиры, «Современник». Нельзя было работать в Питере и не посмотреть спектакли Георгия Товстоногова. Я познакомился со многими выдающимися артистами, например, с Кириллом Лавровым, с Олегом Табаковым. Можно долго перечислять деятелей культуры, которые помогли мне достичь гармонии, необходимой для работы тренером. Казалось бы, где театр, а где футбол. Но и в футбольной команде есть главный режиссёр. Важно не только сформировать настрой на достижение максимального результата, но и вдохновить на успех. Все мы служим: кто-то театру, а я – футболу. В профессиональном спорте уже больше 50 лет.
– Вы стремились развить у игроков художественный вкус?
– Это обязательно входило в мою тренерскую программу. Мне кажется, трудно добиться чего-то существенного без глубокого понимания предмета, трудно стать хорошим тренером, если не знаешь истории футбола. Также сложно представить патриота, который не знает и не понимает истории своей страны.
Задача тренера – раскрыть личность каждого футболиста. Для этого нужно обращаться и к искусству, и к религии. Многие ребята верят в футбол, но, чтобы у них была вера в нечто высшее и нравственное, они должны знать Библию, историю религии.
Когда я работал в Португалии, мне досталась сложная команда: бразильцы, египтянин, два испанца, один англичанин. Мои футболисты были очень религиозны, и мне следовало их как-то сплотить. Однажды, после встречи команды с Папой Римским Иоанном Павлом II, я как бы невзначай повесил на стене фото с понтификом. После этого психологический климат в команде изменился к лучшему. А вообще, когда говоришь о нравственных, религиозных ценностях – многим игрокам это интересно. Я даже пытался излагать свои суждения на португальском языке. Не знаю, удалось или нет, но взаимопонимание наладилось. Тренер – это прежде всего педагог, его призвание – раскрыть талант спортсмена.
Я приобщал к культуре и своих подопечных, когда стал тренером, и товарищей по команде, когда был игроком. Мы ходили по знаменитым музеям, например, в Париже – Лувр, во Флоренции – галерея Уффици. В итальянском музее впервые побывал в 1969 году, когда киевское «Динамо» играло с «Фиорентиной», которая предлагала за меня миллион. Как раз об этом и вспоминал в песне Высоцкий.
– Такое предложение действительно было?
– Да, но согласиться на него в то время не представлялось возможным…
– Каким, на ваш взгляд, было восприятие футбола раньше и как оно изменилось сейчас?
– Когда мне задают вопрос, что бы вы сделали, если бы вас пригласили возглавить клуб или сборную, – я отвечаю: во-первых, изменил бы то, чем живут сегодня наши футболисты. В спорте очень важно добиться результата, но путь к вершинам возможен, если победа становится важнее денег. Такую команду мне вместе с моими помощниками удалось создать в 1988 году, и мы победили на Олимпиаде. В полуфинале выиграли у сборной Италии, в четвертьфинале – у Аргентины. В финале встретились с Бразилией. Там были просто гениальные игроки. Наши не были звёздами, равными бразильцам, но мы смогли создать команду-звезду, которая добилась победы.
– Есть ли, на ваш взгляд, у современных игроков понимание важности саморазвития?
– Думаю, мы сегодня немного растеряли традиции, утратили преемственность. Собственно говоря, из любительской команды полупрофессионалов (с европейской точки зрения) мы стали профессионалами. В обществе произошли изменения, и в нравственном плане мы теперь сильно зависим от материальных факторов.
Я, конечно, понимаю, что в футбол играют 10–15 лет, что спортсмен старается добиться финансовой независимости, к тому же наш вид спорта – один из самых травмоопасных. Но, по сути, у нас произошла переоценка ценностей. На второй план даже отошло достижение результата. Главное – сумма контракта, размер особняка, марка автомобиля…
У меня есть прекрасный пример. Уже в финале сеульской Олимпиады один из игроков задал вопрос: «Какие у нас будут премиальные?» Я ответил так: «Эта игра не оценивается деньгами. Речь идёт о стране и высоком звании олимпийского чемпиона».
Фактор нравственности очень важен. Многие оценивают игроков или тренеров только по профессиональным качествам, но их человеческие, морально-этические принципы важны не меньше. Я столкнулся с этим в 1992 году, когда мы вышли в финал, играли в Швеции, не уступили чемпионам мира и Европы – Германии и Голландии. До этого сумели пройти команду Италии и стали первыми в нашей подгруппе. Но именно тогда сборная СССР трансформировалась в сборную СНГ: страны такой нет, гимна нет, флага нет. Создать в команде соответствующий профессиональный настрой удалось с большим трудом. Мы через это прошли. Потом была встреча, анализировались итоги чемпионата, и я сказал: «Основная проблема в том, что мы представляли несуществующую страну».
Спортсмен-профессионал должен понимать, что он не принадлежит себе. В спорте, как ни в какой другой деятельности, очень важно, чтобы личные интересы совпали с общественными.
– Что можно сказать о значении мирового футбольного первенства?
– Чемпионат мира – всегда появление новой тактики, новых звёзд, и, конечно, учёба: колоссальный опыт для игроков и тренеров. Разумеется, это популяризация футбола. Приедут именитые игроки, высококлассные футболисты: Месси, Роналду…
Футбол становится зрелищем, когда он – искусство. Приезд лучших игроков, как правило, вдохновляет всех: от спортсменов и тренеров до простых мальчишек. Мне кажется, чемпионат будет способствовать развитию нашего футбола. Но, к сожалению, сейчас у нас футбольные школы в основном платные. В моё время такого не было, а теперь многие ребята из неблагополучных или многодетных семей просто не имеют возможности заниматься спортом.
Мне кажется, инфраструктура и сам чемпионат мира создадут благоприятные условия для развития футбола: останутся стадионы, хотя и надо будет грамотно ими распорядиться.
– В чём же главный секрет футбола, почему именно эта игра так важна для миллионов людей?
– В футболе заложен огромный зрительский потенциал: такого количества болельщиков нет ни у одной спортивной дисциплины. Несколько миллиардов зрителей следят за футбольными баталиями по телевизору. Футбол должен воодушевлять молодёжь. Он отвлекает от улицы, от потребления спиртного и наркотиков, от ухода в виртуальную жизнь.
Я живу в Новогорске, здесь есть футбольная команда «Химки», которая играет в первой лиге. Я работал в ней и был вице-президентом. Нам удалось создать школу, где сегодня учится около 600 человек. По мере сил помогаем социально незащищённым детям. Так что поводы для оптимизма есть.
Конечно, профессиональный спорт – дорога не к здоровью, а от него. Из-за травм, операций некоторым спортсменам приходится довольно рано завершать карьеру. Это ещё одна проблема: о тех, кто уходит, быстро забывают. Спортсменам нужны поддержка и помощь.
Но несмотря ни на что, футбол – огромный стимул для молодого поколения. Подростки видят, что игрокам даже из рабочих семей удаётся добиться материального благополучия.
Для популяризации футбола нужны герои. Проблема современной России заключается в нехватке героев, образцов для подражания. Мы, к сожалению, забываем о тех, кто создавал традиции, а ведь это были выдающиеся личности.
Но будущее у нас есть. Вот я наблюдаю за детским творческим конкурсом «Синяя птица» и радуюсь талантам нашего народа. Этих детей вместо самолётов на военных парадах можно показывать, как лучшие наши достижения. Если есть такие дети, такие таланты, эта страна непобедима.
Беседу вела Анастасия Клюкина