Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко: 75-летию со дня рождения Андрея Тарковского посвящается. – М.: Русь-Олипм, 2007. – 224 с.
В год празднования 100-летия кино, 12 лет назад, авторитетное международное жюри критиков и киноведов назвало 100 лучших операторских работ всех времён и народов. В их числе оказалась снятая в 1967 году молодым тогда оператором Александром Антипенко картина «Мольба» (режиссёр Тенгиз Абуладзе). Таким образом Антипенко – как говорится, не прошло и тридцати лет – был призван лучшим из тридцати трёх за всю историю кинооператоров: некоторые из мастеров попали в этот список не одной, а двумя-тремя своими лентами.
После «Мольбы» Антипенко снял более двух десятков художественных и документальных фильмов, и почти все они отмечены престижными кинонаградами, а «Маленькая принцесса» (режиссёр Владимир Грамматиков) – высшим призом киноакадемии «Ника» за лучшую операторскую работу года. И всю свою жизнь, с ранней юности, он занимался и продолжает заниматься художественной фотографией. Мысль об издании фотоальбома, посвящённого Андрею Тарковскому, с которым Александр Иванович дружил ещё со
ВГИКа, появилась у него сразу после ухода из жизни великого режиссёра. А в начале 90-х, когда стало возможным заниматься издательским делом самостоятельно, без оглядок на цензуру и государство, мы обсуждали с ним эту идею вполне серьёзно. Но в конце концов всё упёрлось в финансовую проблему – книга должна предстать перед читателем ещё и образцом полиграфического искусства, а это всегда удовольствие весьма дорогое. И поэтому чрезвычайно приятно, что ООО «Русь-Олимп» в рамках своего проекта «Салон изящных искусств» эту идею блестяще реализовало.
В хронологическом порядке, очень часто методом репортажной съёмки, рассказывает Александр Антипенко о семье Тарковского, о его работе над фильмом «Сталкер», над театральной постановкой «Гамлета» и о работе вообще, об общих друзьях, о днях рождения Андрея Арсеньевича, собиравших огромное количество гостей. Немалое место уделено в книге великому русскому поэту Арсению Тарковскому, а одну из его строф автор сделал эпиграфом к изданию:
Всё, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полёт,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берёт...
Свои снимки Антипенко снабдил собственными комментариями, немногословными, но проникновенными и ёмкими. Которые, впрочем, иногда прерываются высказываниями других: Дмитрия Лихачёва, Глеба Панфилова, Ингмара Бергмана, Аллы Демидовой, Тонино Гуэрры...
Все кадры этого фотоальбома чёрно-белые и все – демонстративно непостановочные. Почему?
Сам автор отвечает на вопрос так:
– Я же снимал Тарковского в реальном окружении в ещё «коммунистическом» свете, в котором советские лампы освещали его быт (и его талант) в квартире на Мосфильмовской. Я снял Тарковского в своём «запечатлённом свете», не пользуясь светом дополнительным и светом блица. То реальное освещение, которое было в реальной жизни, я оставил в своих снимках, фотография – застывшая реальность и воспоминание…